Задачи:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Играем и считаем»

Воспитатель: Полутина Н.А.

Задачи:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Материал для занятия: письмо от Умняшки, кукла, геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и модули геометрических фигур, обручи, карточки с заданием на к/р, цветные карандаши, карточки для счета, карточки с цифрами, проектор, слайдовая презентация «Занимательные задачки», подарки -«разукрашки»

Ход занятия:

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Хотите узнать, что там?

«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »

А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)

А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.

Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!

(дети идут по камушкам, по песочку, по листочкам)

1 задание «Геометрические фигуры».

Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)

Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, треугольник, в дом беги! (дети-треугольники забегают в свой обруч).

Молодцы ребята! Справились!

2 задание «Считаем до 5»

Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!

(Дети расставляют числа по порядку).

Молодцы, вы все сделали правильно!

А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?

(у каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать нарисованные предметы и получившиеся ответы соединить с цифрами)

Пока мы с вами выполняли задание феи, выглянуло солнышко.

Гимнастика для глаз

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка, ты со мной (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись. (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (смотрят влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (смотрят вправо)

Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.

(рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту)

Сколько яблочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (1)

Сколько листиков у нас,

Столько мы присядем раз. (2)

Сколько красных мухоморов,

Столько сделаем наклонов. (3)

Сколько баночек у нас,

Столько хлопнем с вами раз. (4)

Сколько клоунов веселых,

Столько топнем с вами раз (5).

Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти дальше!

3 задание «Реши задачку»

Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина, здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!

Навострите свои ушки на макушке и послушайте: Презентация.

Задачка «В гостях у пчелы».

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.

Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?

Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?

Каким по счету приковылял волк?

У кого была самая маленькая посуда?

У кого была самая большая посуда?

Задачка «Волк и лиса на рыбалке»

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-предлинной леской – больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал одного карасика, стал его из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Сколько всего рыб поймала лиса? Волк?

А сколько они поймали вместе?

Кто больше наловил рыбы, почему?

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.

Сколько зверей поместилось на большой скамейке?

Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?

На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?

Молодцы ребята!

Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии! (детей встречает кукла Умняшка)

Здравствуй, Умняшка!

Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Дети играют с Умняшкой.

Игра называется: «Что длиннее».

Кукла бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее? »

Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее? » - и бросает мяч следующему игроку (коса у девочки, ленточка, палка, веревка, рельсы, дорога) Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать.

Игра «Когда это бывает?»

Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)

В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)

После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.

И предлагает взять с собой игру-задание «Разукрашки»

(на каждого ребенка листок с заданием)

1. Раскрасьте только круглые предметы.

2. Раскрасьте только прямоугольные предметы.

3. Раскрасьте предметы, которые быстро двигаются.

Ребята вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости! До свидания! Приходите еще!


Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по ФГОС. Тема: «Математическое путешествие»

Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Математическое путешествие» для детей средней группы (3-4 лет). Этот конспект можно использовать воспитателям, как итоговое занятие.
Область:
«Познавательное развитие. ФЭМП»
Тема:
«Математическое путешествие»
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названии геометрических фигур, ориентировке во времени.
Задачи:
закрепление знаний счета в пределах от одного до пяти;
умение находить последующее и предыдущее число от названного;
продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
различать количественный и порядковый счет в пределах пяти;
учить детей составлять образ из геометрических фигур;
закрепить знания детей о частях суток, временах года, названиях геометрических фигур. Материал: карточки с цифрами, картинки с предметами, поезд с кармашками, пенал с геометрическими фигурами, сюжетные картинки «Части суток», сундучок с сюрпризом, нитки для бус.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку, садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну математики.где нас ждут интересные задания и сюрпризы.Сначала мы пойдем в гости к цифрам.Они нас очень ждали и волновались так,что все перепутались.
Д/И «Поставь цифры правильно»
Воспитатель:А теперь нужно к каждой цифре поставить ту картинку на которой столько же предметов.(Дети пересчитывают предметы и приклеивают к соотвктствующей цифре. Один ребенок выполняет задание у доски.
Все правильно пересчитали? У кого не получилось?
Как надо правильно считать?
Воспитатель: Давайте повторим как правильно нужно считать. (не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).
Д/И «Найди место»
Воспитатель: В этой математической стране ходят поезда но пассажиры в них не люди, а цифры.Чтобы поезд отправился в путь нужно все цифры посадить на место. Какая цифра стоит перед цифрой 3?
- Какая цифра стоит после цифры 1?
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Правильно. Молодцы,теперь поезд может отправляться.
Д/И «Геометрические бусы»
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь стоит домик, а кто же в нем живет?(показывает геометрические фигуры)Правильно это геометрические фигуры.Фигуры хотят,чтобы в с ними поиграли и собрали из них бусы. Первый нужно положить на нитку треугольник, второй квадрат, третий круг, четвертый прямоугольник, а затем все повторить.

ФИЗМИНУТКА «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт,
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время.
Снова прячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут.
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают. Наклоны влево - вправо.
Дети садятся в глубокий присед.
Приседания.
Вращение туловищем вправо.
Вращение туловищем влево
Ходьба на месте.
Замедление темпа ходьбы.
Бег на месте.
Дети останавливаются.
Воспитатель: Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встаем и делаем зарядку. Это какая часть суток?А как называется часть суток, когда вас забирают домой? А что наступает после вечера? А когда мы гуляем на улице, обедаем и играем, как называется эта часть суток? Сколько частей в сутках? (четыре)
Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)
Д/И «Где звенит?»
Воспитатель: Ко мне подойдет Сережа и закроет глаза,а я буду звонить в колокольчик. Сережа должен определить, где звенит колокольчик.(Можно пригласить 2-3ребенка)
Воспитатель: А сейчас, отгадайте загадки о временах года
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...(осень)
(во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки).
- Сколько всего времен года?
-Назовите их еще раз.
Д/И «Скажи наоборот»
Воспитатель: А сейчас цифры хотят с вами поиграть в игру «Скажи наоборот», но для игры вы должны создать круг. (Воспитатель бросает мяч и говорит слово, дети бросают мяч обратно и говорят противоположное).
Длинный-короткий глубокий-мелкий
большой-маленький
высокий-низкий
далеко-близко
сильный-слабый
много-мало
смелый-трусливый
хороший- плохой
веселый-грустный
холодный-горячий широкий-узкий сухой-мокрый красивый-страшный
А теперь вас ждет сюрприз. Вы должны найти волшебный сундучок с угощением, которое для вас приготовили цифры. К столу подойдет Саша и станет так, чтобы ребята сидели справа от нее.Теперь нужно сделать 5 шагов вперед, повернуться направо и пройти еще 4 шага,затем повернуться налево сделать шаг вперед и....взять сундучок. (Угощение детей)
-Ребята, где мы сегодня были? (в математической стране)
-Что делали? (считали, называли цифры, составили бусы из геометрических фигур, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)
- Что вам понравилось?
(ответы детей).
Спасибо, все были молодцы,особенно сегодня старались...,а теперь нам пора возвращаться в группу, закройте глаза.(Звучит волшебная музыка).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе « Посчитаем зайчат».
Цели занятия:
Образовательные:
формировать пространственные представления: ниже, выше;
формировать умение сравнивать по величине;
закрепить представления о геометрических фигурах;
закрепить умение группировать их по признаку формы;
закреплять порядковый счет в пределах пяти;
Развивающие: развивать мышление, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям математикой, воспитывать умение грамматически правильно формулировать ответ, воспитывать у детей отзывчивость и желание помочь сказочным персонажам.
Материалы: игрушки Зайчик и пять зайчат, 3 коробки разного цвета; круги, квадраты, треугольники по 2 фигуры на каждого ребёнка.
Предварительная работа: изучение, игры с геометрическими фигурами, обучение умению сравнивать предметы по величине.
Ход занятия:

1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Зайчик)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком и спросим что у него в корзине? (Морковка).
Воспитатель: Дети, Зайчик сказал мне, что несет морковку для своих маленьких зайчат, но не знает, хватит ли морковки всем. Зайчик не может считать, поможем ему, ребята? (Да).
Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к зайчатам и посчитаем их. Дети выходят на коврик, на нем лежат листья, сухие веточки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Сейчас Зайчик нас проводит к своей норке, а мы пойдем за ним очень аккуратно, перешагивая через веточки, чтобы не упасть.

2. Физкультминутка «Лесная лужайка».

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и дошли до норки Зайчика. Давайте отодвинем веточки и посмотрим на зайчат. (Дети смотрят на зайчат, радуются).
Воспитатель: Какие маленькие, пушистые зайчата, давайте их погладим. (Дети гладят по очереди). Все погладили? (Да).
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли зачем мы пришли в лес? (Посчитать зайчат).
3. Веселый счет.
Воспитатель: Правильно, давайте сядем на стульчики и посчитаем. Посмотрите, как я сосчитаю зайчат: Один зайчик, два зайчика, три зайчика, четыре зайчика, пять зайчиков. Миша, подойди поближе, посчитай зайчат. (Один, два, три, четыре, пять). Молодец!
Воспитатель: Детки, правильно Миша сосчитал зайчиков? (Да).
Воспитатель: А кто еще хочет посчитать? (Дети считают, воспитатель предлагает посчитать неуверенным детям, исправляет, если счет неправильный, просит сосчитать еще раз).
Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько у Зайчика морковок. Марина, подойди к корзинке и посчитай. (Считает, четыре морковки).
Воспитатель: Наташа, иди ты посчитай, скажи сколько у Зайчика морковок? (Четыре).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, у нас пять зайчат и четыре морковки, всем ли зайчатам достанется морковка? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, правильно, не хватает одной морковки. Кажется у меня в сумке есть одна морковка, сейчас посмотрю. (Достает морковку, кладет в корзину). А теперь сколько стало морковок? (Дети считают).
Воспитатель: А теперь, ребята, поможем Зайчику угостить зайчат. (Дети угощают)
Молодцы, ребята, давайте попрощаемся с зайчатами. (Дети говорят «До свидания» и садятся на свои места).
5. Дидактическая игра "Собери геометрические фигуры"

Воспитатель: Дети, а теперь давайте поиграем. Выходим на коврик.
На ковре лежат 3 коробки разных цветов и коробка с геометрическими фигурами. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы в красной коробке были квадраты, в синей круги, а в зеленой треугольники. Все поняли задание? Ребята, готовы? Начинаем! (Дети выполняют задание, в конце игры воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполненного задания).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас тихо садитесь на свои места.

6. Сравнения «Ниже-выше».
Воспитатель: А сейчас я попрошу выйти ко мне Сережу, Настю, Ваню и Лену. (Дети выходят).
Ребята, скажите, кто из детей самый высокий? (Ваня).
Кто ниже Вани? (Лена).
А кто самый низкий? (Настя и Сережа).
Что можно сказать про Сережу и Настю? (Они ровные).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
(Повторить задание еще раз с другими детьми).

7. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
У кого в гостях мы побывали?
Что нового мы узнали?
Кому мы помогали?
До сколки научились считать?
В какую игру мы играли?

Ольга Бенько

на тему : «Мишкины задачки » .

Ольга Бенько

Тема : «Мишкины задачки » .

Цель : Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство, совершенствовать знания о геометрических фигурах и форм предметов. Совершенствовать умение анализировать объекты. Упражнять в порядковом счете предметов в пределах 5. Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Демонстрационный материал : кукла Маша, рабочий лист «Геометрические дома» , 2 листа ватмана, с вырезанными на них предметами из геометрических фигур, конвертик с заданиями .

Раздаточный материал : счетные палочки на каждого ребенка, набор геометрических фигур и цифр, двух - полосные карточки.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, коммуникация, речевое, художественное, физическое.

Сюрпризный момент : входит кукла Маша. Здоровается с детьми. Дети здороваются с Машей.

Маша : «Ребята, я пришла к вам в гости и принесла от Мишки конвертик с интересными заданиями . Справитесь ли вы с ними?»

Дети : «Спасибо тебе и Мишке за задания , мы с ними обязательно справимся. Но сначала нам надо настроиться».

Игра - приветствие «Наши умные головки» .

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать

Ротик четко говорить

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся.

(дети выполняют движения, согласно тексту) .

Маша : «А сейчас я открываю конвертик и достаю первое задание . Нужно отгадать загадки. Готовы?»

Дети : «Готовы. Машенька» !

Маша загадывает загадки :

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо,

Кто же я такой, друзья?

Дети : «Круг» .

Маша : «Правильно» .

Вторая загадка : Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно!

Что ты видишь?

Дети : «Треугольник» !

Маша : «Какие вы молодцы» !

Третья загадка : Он похожий на яйцо,

Или на твое лицо,

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность,

Круг приплюснутым стал,

Получился вдруг…

Дети : «Овал» !

Четвертая загадка : Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны,

И четыре стороны,

Кубик – мой любимый брат,

Потому, что я….

Дети : «Квадрат» !

Маша : «С первым заданием вы справились легко » !

Второе задание : Маша предлагает выполнить упражнение «Геометрические дома» .

Дети подходят к доске, на которой прикреплен плакат с нарисованными домами разной геометрической формы. Воспитатель предлагает кукле Маше сесть на стул и послушать, как дети будут отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитатель задает детям вопросы : «Сколько всего домов? Назовите форму домов? Чей дом самый высокий (низкий? А чей – самый широкий (Узкий? К какому из домов ведет самая длинная (короткая) дорога? Покажите число, обозначающее количество окон в квадратном (прямоугольном, треугольном, овальном, круглом) домиках. На каком месте стоит дом с овальной (квадратной, круглой, прямоугольной) формой?

Дети отвечают. Маша хвалит за правильные ответы. И предлагает выполнить пальчиковую гимнастику. Кукла Маша называет предметы и просит детей с помощью пальчиков изобразить их. Дети изображают стол, стул, ворота, лодочку, рыбку, солнышко с лучиками, елочку, зайчика.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, чтобы приступить к следующему заданию куклы Маши .

На столе у каждого картонка с полосой, разделяющей ее на две половинки : верхнюю и нижнюю.

Задание : На верхнюю половину картонки выложить слева направо 3 кружочка, а на нижнюю половину выложить столько, сколько на верхней половине, но на одну больше квадратов. Вопросы воспитателя к детям : «Сколько вы выложили квадратов на нижнюю половину картонки? Чего больше? Что надо сделать, чтобы стало поровну?

Кукла Маша хвалит детей за правильное выполнение задания . И предлагает следующее, нужно с помощью счетных палочек выложить по образцу воспитателя

предметы : треугольник, елочку, дерево, ракету.

Кукла Маша хвалит детей. Следующее задание : Маша говорит детям о том, что у Мишки случилась беда . В дом к нему пробралась мышка и прогрызла все одеяла. Нужно помочь залатать ему одеяла. Дети соглашаются. Но для этого нужно разделиться на 2 команды. На коврике лежат 2 ватмана белой бумаги, с вырезанными предметами геометрической формы «одеяла» . И дан каждой команде набор геометрических фигур. Дети по команде куклы Маши приступают к «латанию одеял» , используя геометрические фигуры.

Кукла Маша : «Какие замечательные «одеяла» получились у вас». Воспитатель предлагает всем немного отдохнуть и выполнить физминутку :

Март сосульки свесил с крыши (взявшись за руки, идём по кругу)

И капелью зазвенел, (остановились, ритмично хлопаем)

Солнце в небе выше, выше, (подняли руки вверх)

Все хлопочут, много дел, (наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает, (приседаем и встаём)

Выйдут в поле трактора (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)

Чёрный грач весну встречает (идём, высоко поднимая колени)

Громкой песней : (машем руками, «крылья» )

Кра-кра-кра.

Кукла Маша благодарит детей. Она говорит о том, что Мишка передал для детей сладости, и она готова угостить детей конфетами. Дети говорят кукле Маше спасибо и просят еще приходить к ним в гости с интересными заданиями . Воспитатель спрашивает детей : «Какое задание понравилось больше всего? В чем были затруднения?»

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Познание. ФЭМП (средняя группа) Цель: - закреплять знания о времени года (осень); - учить считать предметы (в пределах 4, пользуясь правильными.

Конспект НОД по ФЭМП и познавательному развитию в подготовительной группе «Подготовка к полету в космос» Конспект интегрированной НОД по ФМЭП и познавательному развитию в подготовительной группе На тему: «Подготовка к полету в космос» Воспитатель.

Конспект НОД по художественному творчеству «Как на Мишкины именины» "Как на Мишкины именины" Цель: Развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Цель занятия: формирование элементарных математических представлений в интеграции с музыкально – ритмической деятельностью. Задачи: - Правильно.

Примерная основная общеобразовательная программа: Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных

математических представлений в средней логопедической группе

"Кто в теремочке живет"

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Упражнять в счёте до пяти.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Расширять представления о геометрических фигурах и цвете.

Закреплять понятие «длинный-короткий».

Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности.

Развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Воспитывать интерес к математике, физической культуре, самостоятельность, активность воспитанников, желание работать в коллективе.

Оборудование:

канат, дуга, кочки, массажные мячики по числу детей; куклы из театра би-ба-бо: мышка, лягушка, заяц, лиса; теремок, цифровые карточки 1-5, плоскостное изображение теремка и четырех дорожек к нему, «бусы» разной геометрической формы, 5 плоскостных елочек, 5 плоскостных грибов;

раздаточный материал для каждого ребёнка: цифровые карточки 1-5, полоски разной длины, геометрические фигуры, полоски бумаги для выкладывания бус, бусинки разного цвета, линейка для выкладывания фишек, 5 фишек в виде зеленых треугольников, 10 грибов.

Ход НОД .

(Дети входят в группу и становятся в линию перед гостями.)

Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем: «Здравствуйте!»

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю встретиться со сказкой. А с какой, вы догадаетесь сами, когда попадете в нее. И чтобы попасть в сказку, нужно преодолеть все препятствия на своем пути: сначала по змейке, затем преодолеть тоннель, пройти по кочкам. Вы согласны отправиться в путь?

(Дети проходят по змейке, подлезают под дугу, аккуратно перешагивают с мешочка на мешочек).

Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, как вы думаете, что это? (Воспитатель показывает на домик)

Дети: Домик.

Воспитатель: Как он называется?

Дети: Теремок. (Если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы).

Воспитатель: Как вы думаете? В какую мы сказку попали? (Теремок)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним по порядку героев сказки (ответы детей). Им нужна помощь, вы согласны им помочь? Чтобы помочь героям сказки мы должны выполнить задания.

Итак, занимаем места за столами.

Стоял в поле теремок-теремок

Был он не низок, невысок.

Как по полю, мышка бежала, (показывает мышку из театра би-ба-бо).

Теремок вдалеке увидала.

А к теремку дорожки ведут и длинные, и короткие. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка? Ребята, как вы думаете? (ответы детей: по самой короткой.)

Воспитатель: Правильно, ребята, по короткой дорожке быстрей мышка добежит до теремка. Теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. У вас на столах лежат полоски-«дорожки», они разные по длине. Сравните их и покажите самую короткую полоску и положите на нее мышку (дети сравнивают полоски.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно указали короткую дорожку. Вот мышка и добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать (воспитатель садит мышку к домику).

Сколько зверей стало жить в теремке? (1) У вас на столах есть карточки с цифрами от 1 до 5. Найдите цифру 1 и покажите мне.

Дети, а как вы думаете, вслед за мышкой кто подошел к Теремку?

Воспитатель (показывает игрушку-лягушку):

Стоит в поле теремок- теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

И Лягушке нужна помощь, у нее беда случилась: пока по болоту скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «Беда! Помогите, детвора!»

(Воспитатель показывает мышку из театра би-ба-бо).

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем лягушке? Но сначала успокоим ее, научим выполнять специальный массаж. Выходите на ковер.

У кого здесь хмурый вид?

Может голова болит?

Боль прогонит сей же час

Специальный наш массаж.

(в игре используются массажные мячики, которые дети по ходу игры передают по кругу)

Пальчик, пальчик, мой хороший,

Крепко ты сожми горошек

Покрути и покатай и другому передай. (2-3 раза)

Воспитатель: Молодцы, ребята, лягушку мы успокоили, а сейчас садитесь на свои места. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, как они называются? (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) Вот из них и будем выкладывать бусы для лягушки. Возьмите картонную полоску, положите её перед собой и внимательно слушайте (дети выполняют слуховой диктант).

Воспитатель: Ну что ж с заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада. Какие красивые бусы получились! Но вот к сожалению лягушка цвета все позабыла и просит, чтобы вы ей напомнили, она будет называть цвет, а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны. (выходит ребёнок ) Ребята, проверьте, пожалуйста, правильно ли у вас выложены бусы (дети сверяют свои работы с образцом).

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой

(воспитатель садит игрушку-лягушку к домику) .

Сколько теперь зверей в домике? (2) Покажите, пожалуйста, цифру 2. Хлопните столько раз, сколько зверей в теремке проживает?

Воспитатель: Тут на опушку выскочил зайчик, а там ёлочки стоят.

Воспитатель выставляет на доске несколько елочек.

Ребята, у вас на подносах лежат ёлочки, выложите все ёлочки на линейку, над линией, напоминаю: выкладываем ёлочки слева направо.

А теперь, не считая, скажите, сколько ёлочек на полоске? (много)

Прыгал, прыгал заяц возле ёлок и увидел под одной ёлочкой грибок.

Поставьте один грибок под ёлочкой. Сколько грибов (один), а ёлочек? (много) Чего больше грибов или ёлочек? (ёлок)

Потом заяц присел и увидел, что под каждой ёлкой грибочки выросли.

Выставьте все грибочки под каждую ёлочку, сравните количество елочек и грибов? (поровну)

Воспитатель : А теперь внимательно смотрите на Зайчика, как он добирался до теремка (гимнастика для глаз).

А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, выходите на ковер с ним поиграть.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит, дети присаживаются на корточки

Он ушами шевелит. и шевелят руками, изображая уши зайца

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлопки в ладоши

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. прыжки на месте

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, воспитатель хлопает в ладоши

Зайка прыг… и убежал. дети разбегаются по своим местам

Воспитатель: Прибежал зайчик к теремку и его впустили звери (воспитатель садит зайку - би-ба-бо к домику).

Сколько зверей в домике? (3)

Найдите среди карточек цифру 3.

Воспитатель: Тише, тише не шумите,

Кто-то к нам идет сюда.

Ну, конечно же, лиса

(воспитатель показывает игрушку-лису).

Попросилась она тоже в теремок, и её звери впустили (воспитатель садит игрушку-лису к домику).

Воспитатель: Ребята, сколько зверей живет в теремке? (4)

Покажите, пожалуйста, цифру 4.

Лисичка стала хвастаться, что знает все цифры.

Воспитатель: (обращаясь к игрушке-лисе ) Лисичка, наши ребята тоже знают цифры, умеют считать, и сейчас ты в этом убедишься. Ребята, покажем лисе, как мы умеем считать? (воспитатель показывает цифровые карточки от 1 до5 и просит детей выполнить действия: подпрыгнуть, присесть, топнуть ногой)

Воспитатель: Ребята, кто еще последним пришел в теремок. Что он сделал с теремком. Но наша сказка необычная, добрая, поэтому в нашей сказке никто теремок не сломал.

Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие. Давайте вспомним, где мы с вами побывали, что мы сегодня делали (помогли мышке выбрать самую короткую дорожку к теремку, собрали цветные бусы для лягушки, напомнили ей, какой геометрической формы и цвета были ее бусы; сравнили, сколько елок и грибов встретил на своем пути заяц, поиграли с зайчиком; считали зверей).

Ребята, вам понравилась сказка? А что именно понравилось? (ответы детей)