Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Новорожденный ребенок - это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом. Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?

Вы родили скандалиста!

Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный - сплошь негативные. Он голоден - он плачет. Ему холодно - он кричит. Ему неудобно - не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность - естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.

Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.

Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку - маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего - взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!

«От улыбки станет всем светлей…»

Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда - первая улыбка!

Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.

Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом - сама совсем не улыбается.

В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны - это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?

Океан любви

К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.

Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.

О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.

Для малыша до года - это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму - поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!

Удивительный мир

Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер - ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму - только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.

Пугливые дети, «маленькие бояки» - это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…

Не менее важная эмоция - удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление - любопытство - радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап - интенсивного интеллектуального развития.

Синонимы:

  • когда начинают видеть новорожденные
  • как видит новорожденный
  • как видят новорожденные
  • видят ли новорожденные

Новорожденный ребенок появляется на свет с умением видеть. Но как и любой вышедший из темноты человек, он щурится от яркого света.

Поэтому в первые моменты его жизни поубавьте яркость света. Плюс ко всему у малыша могут быть немного припухшие веки, ведь голова проходя через родовые пути стала немного сдавленной. В связи с этим новорожденный в первые часы видит этот мир в расплывчатым. Но бывает, что родившийся ребенок сразу после рождения смотрит на этот мир с раскрытыми глазами. И в этом взгляде, который может продлиться до часа, прочитывается реальный интерес.

На протяжении нескольких дней новорожденный лишь изредка открывает глаза и то ненадолго — это вполне нормально. Новорожденные начинает видеть с самого рождения, но более отчетливо сможет рассмотреть их с расстояния 20-25 сантиметров. Причем именно такое расстояние между глазами мамы и новорожденным во время кормления грудью. Если вам не терпиться наладить контакт с ребенком, подловите момент, когда у него глазки будут широко открыты и приблизьтесь к нему на расстояние 20-25 см.

Когда новорожденный начинает видеть — Как привлечь внимание?

— Возьмите малыша на руки, так, чтобы он находился в вертикальном положении
— Дайте ему немного времени сосредоточиться
— Покажите предмет на расстоянии 25 см. от лица ребенка.
— При общении с ним используйте мимику, но говорите спокойным, тихим голосом.

Когда новорожденный начинает видеть — На что они любят смотреть?

Самый любимый объект изучения новорожденного — это… Человеческое лицо! Особенно любимым для него будет лицо мамы и папы. Вот и дайте им такую возможность, поглазеть на ваши лица. Есть что-то в них такое… необыкновенное и притягательное. Играя в «смотрелки» со своим ребенком, вы можете вдруг обнаружить, что малышу больше нравиться разглядывать именно папино лицо. Почему? Просто потому, что у него более отчетливое очертание, а еще если и борода с усами имеется, это добавляет ему контрастности. По приоритету после лиц, любимым предметом разглядывания могут стать черно белые картинки (узоры или фотографии).

Новорожденные в своем выборе рассматриваемых предметов, весьма привередливы. Так например, если мама все время показывалась малышу в очках, а потом сняла их, он может даже отвернуться, как бы переваривая произошедшие изменения: «Что произошло с этой картинкой?» Это еще раз дает подтверждение тому, что новорожденные могут хранить картинки и лица родных в своей памяти.

Как видит новорожденный — Не сфокусированный взгляд

Иногда родители подмечают что у ребенка временами косят глазки. Не постоянное (периодическое) скашивание глаз в возрасте новорожденности — нормальное явление. Но если глазки косят постоянно — лучше обратиться к врачу. Примерно до 6-ти месяцев малыши могут временами скашивать глазки. Новорожденные одновременно двумя глазами не смотрят и зрительный образ в одно и то же место на сетчатку глаз не попадает.

Это результат пока еще недостаточной глубины восприятия. По мере роста, взгляд будет более сфокусированным. Процесс бинокулярного зрения развивается с 6 недель от роду и до 4-х месяцев.

Как определить, имеется ли косоглазие у новорожденного?

Бывает, что у ребенка широкая переносица. Из-за этой особенности расстояние между глазами большое. Поэтому родителям может показаться, что глазки косят. Но это не так. Что бы проверить, посветите маленьким фонариком в глазки малыша. И посмотрите, отблески от света в глазах младенца находятся в одном месте или нет. Если в одном глазу отблеск находится по центру зрачка, а во втором — в другом месте, значит во втором глазу мышцы более слабые. Об этом нужно рассказать врачу. Они примерно так и проверяют зрение, при контрольных осмотрах новорожденного.

Как видит новорожденный — Учимся разглядывать

Ребенок в первые недели жизни редко останавливает свой взгляд на чем либо более нескольких секунд. Даже спустя пару месяцев после рождения, когда он уже научился получше фокусировать взгляд, он его не задерживает а как бы скользит по предмету или лицу. Лишь к 4-ом месяцам малыш научится сосредотачивать взгляд на предмете. Кстати малыши в вертикальном положении могут подольше сосредотачивать взгляд на лице или предмете, поэтому если хотите с ним немного поиграть в гляделки, возьмите его в вертикальное положение.

Начиная с первого дня своей жизни, ребенок постепенно развивается физически, на умственном и эмоциональном уровне. Однако осуществить все это ему помогает визуальная информация. Поначалу малыш видит лишь размытые объекты. Однако с каждым последующим днем его расширяется и, соответственно, начинается этап изучения нового мира.

Тем не менее многие родители переживают, как видит ребенок в 1 месяц и после. Чтобы лишний раз не волноваться безосновательно, стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Когда и что видят новорожденные

В первую очередь стоит сказать, что способность видеть является врожденной у каждого человека. Большая часть только что появившихся на свет детей видят все вокруг себя как будто в тумане, очень расплывчато. Это происходит потому, что зрение постепенно начинает адаптироваться к новым условиям, которых не было ранее. Поэтому зрение ребенка в 1 месяц существенно хуже, чем у малыша, которому исполнилось 4 и более месяцев.

Новорожденные малыши начинают щуриться, если видят яркий свет, и предпочитают чаще держать глаза закрытыми. Однако встречаются и те дети, которые уже с первых часов своей жизни предпочитают осматривать все вокруг. Хоть родителям кажется, что в этот период времени взгляд ребенка довольно заинтересован, на самом деле младенец вряд ли что-то видит четко. Чтобы это понять, достаточно посмотреть фото, как видит ребенок в 1 месяц (см. ниже).

Также стоит поговорить с врачом, который объяснит, как происходит развитие зрительных нервов.

Как видят младенцы после рождения

Первые 14 дней новорожденные малыши, как правило, только едят и спят. Многие родители предполагают, что в этот период времени детки абсолютно ничего не видят. Однако специалисты категорически не согласны с этим утверждением, и они уверяют, что первые изображения ребенок может увидеть уже спустя несколько минут после своего появления в мире.

Если говорить о том, как видит ребенок в 1 месяц, то в этот период времени малыш видит все вокруг себя очень размыто. Кроме этого, он не может четко фокусироваться на одном объекте. Это обусловлено тем, что глаза новорожденного постепенно начинают привыкать к новой атмосфере.

Чуть позже он начинает видеть на расстоянии до 20 см. С наступлением 2 месяца приходит умение фокусироваться на определенном объекте, но только на 2-3 секунде. В этот период времени ребенок по-прежнему не способен долго задерживать свое внимание на человеке, игрушке или любой другой вещи.

К четвертому месяцу жизни малыш уже может самостоятельно разглядывать интересные объекты в его окружении и следить за тем, как они перемещаются. Кроме этого, начиная с трех начинает различать цветовые схемы. В первую очередь он видит оттенки красного и желтого цветов.

К 6 месяцам ребенок уже видит все отчетливо и в ярких тонах. В этот период времени он начинает узнавать своих родных и отличать их от других членов семьи.

Когда младенцы начинают видеть хорошо

Стоит отметить, что родителям нужно набраться терпения и подождать, пока зрительное восприятие ребенка адаптируется к окружающему миру.

Видит ли ребенок в 1 месяц? Безусловно, да. Однако многие ошибочно полагают, что он проявляет сильную заинтересованность, так как без труда отличает разные объекты. На самом же деле в это время малыш видит очертания, которые, разумеется, вызывают его интерес. Но узнавать и отличать их он пока не может.

Когда ребенок начинает фокусироваться

К седьмому месяцу вынашивания ребенка зрение уже полностью сформировано. Однако после этого необходимо еще некоторое время для того, чтобы завершилось полноценное развитие мозговых центров, которые будут отвечать за зрительное восприятие.

Поэтому, говоря о том, как видят новорожденные дети до 1 месяца, будет справедливо сказать, что обрабатывать картинку они начинают только с четырех месяцев. Именно поэтому до этого периода не стоит ожидать многого от ребенка. До 4 месяцев малыш может видеть только двухмерные изображения. Однако на данном этапе ему и не нужно большего, так как он начинает пробовать фокусировать свой взгляд как на перемещающихся, так и на статичных объектах.

На что смотрят новорожденные

Ни для кого не секрет, что только что появившийся на свет малыш с большим любопытством любит разглядывать лица своих родителей. Это объясняется тем, что они всегда находятся рядом, и он может видеть их, хотя бы минимальные очертания. Как правило, дети больше тянутся к отцам в этот период времени, так как они могут различать их бороду или усы.

Исходя из того, что видит ребенок в 1 месяц жизни, не рекомендуется менять свой внешний облик, так как это может расстроить малыша. Также только что появившаяся на свет карапуз будет с интересом разглядывать контрастные картинки, узоры и прочие фигуры. Они не обязательно должны быть яркими, так как ребенок видит в этот период только в черно-белом цвете.

Как наладить зрительный контакт с малышом

Есть несколько рекомендаций, которые помогут быстрее сблизиться со своим ребенком и научат его узнавать родителей. Зная, какое зрение у ребенка в 1 месяц, специалисты отмечают, что в вертикальном положении новорожденный малыш намного лучше может фокусировать свой взгляд. Поэтому, чтобы обратить внимание чада на себя, стоит держать его не в горизонтальной, а в вертикальной позиции.

Также потребуется несколько минут, чтобы ребенок смог спокойно сосредоточиться на родителях. Лицо нужно держать на расстоянии не менее 25 см от глаз ребенка. Чтобы малыш быстрее начал распознавать различные объекты, рекомендуется устанавливать игрушки не прямо перед его глазами, а сбоку или ближе к ногам.

При беседах с ребенком нужно разговаривать довольно медленно и тихо, при этом улыбаться, тогда он намного быстрее начнет отличать родных сначала по интонации голоса, а затем и по внешним параметрам.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Новорожденные малыши начинают отчетливо различать черты лица матери начиная с 3 месяцев. Это объясняется тем, что этот период времени у крошек происходит настройка бинокулярного зрения. Это означает, что ребенок постепенно начинает видеть обоими глазами одновременно и синхронно. Чтобы быстрее научить его распознавать внешность мамы или папы, рекомендуется как можно чаще менять мимику, улыбаться и не разговаривать, глядя на него.

Хоть зрение у новорожденных в 1 месяц и не отличается четкостью, это не означает, что они не слышат или не могут воспринимать запахи родных.

Когда стоит начинать беспокоиться

Во время визита к педиатру стоит пообщаться врачам, который, как правило, проверяет зрение новорожденного малыша. В это время стоит рассказать специалисту обо всех своих беспокойствах. Например, стоит обратить внимание терапевта на состояние малыша в том случае, если он не может следить за объектом сразу двумя глазами, несмотря на то, что ему уже более 4 месяцев.

Также опасения должно вызвать то, что глазные яблоки ребенка начинают двигаться в разных направлениях. Если малышу более 3-4 месяцев, при этом он не может долго задерживать взгляд на одном объекте, то это также может стать поводом для беспокойства.

То же самое касается того, если малыш косит или поочередно закрывает глаза. Нужно учитывать, что в том случае, если ребенок родился недоношенным, то существует большой риск того, что у него будут проблемы со зрением. Именно поэтому в первые недели его жизни рекомендуется как можно чаще посещать специалистов и проверить его на наличие астигматизма, близорукости и прочих патологий.

Если же речь идет о здоровом новорожденном, как правило, то, как видит ребенок в 1 месяц жизни, может легко определить специалист.

Как проверить зрение у новорожденного

Как правило, для того чтобы оценить, насколько хорошо ребенок видит, врач использует специальные фонарики. При помощи яркого направленного света доктор может оценить реакцию зрачка малыша. Если подобная проверка не дает никаких результатов, то в этом случае, можно использовать специальное бесконтактное оборудование. При этом ребенок не будет страдать, так как все манипуляции производятся в игровой форме.

Оборудование позволяет с наибольшей точностью определить, как видит ребенок в 1 месяц и выявить возможные патологии.

Не стоит переживать, если в возрасте до 6 месяцев у малыша совсем чуть-чуть будут косить глаза. В процессе формирования бинокулярного зрения ребенок может видеть различные объекты двумя глазами по отдельности. Только в возрасте 6 месяцев малыш способен объединять картинку и видеть ее обоими глазами одновременно. В этот период косоглазие проходит. Однако если этого не произошло, необходимо обязательно посетить офтальмолога.

При общении с малышом не стоит резко двигаться или менять картинку перед ним. Если родитель носит очки, то не стоит снимать и надевать их. В этот период времени любые изменения во внешности могут сильно напугать малыша. Также стоит следить за слизистой оболочкой глаз ребенка. В нее не должны попадать волоски и другие инородные предметы.

Хоть на первых порах малыш пытается закрывать глаза при нахождении на свету, не стоит прятать его в более темное место. Глазные мышцы должны научиться работать в нормальном режиме. Поэтому даже во время сна малыша рекомендуется использовать ночник. Игрушки в кроватке ребенка стоит менять с периодичностью в 2-3 месяца, чтобы он учился выделять разные объекты.

Бессонные ночи пугают многих родителей. Некоторые мамы на собственном опыте узнали, что ребёнок может не спать не только ночью, но и днём: кроха просто засыпает на полчаса и снова просыпается. И такая ситуация может продолжаться, как минимум год после рождения. Взрослые жалуются: колики, зубки, проблемы с животиком, все это является причиной неспокойного сна. Но если младенец постоянно спит - это мечта. Однако врачи обращают внимание: бывают ситуации, когда длительный сон новорождённого в течение суток сигнализирует о проблеме. Поэтому родителям нужно быть внимательными, чтобы не пропустить тревожные звоночки. В каких случаях спокойный, долгий сон - радость, а в каких наоборот. Попробуем разобраться.

Как понять, что малыш спит больше нормы

Конечно, все родители хотят, чтобы кроха был здоров и счастлив, больше спал и меньше плакал. Поэтому если малыш спит достаточно долго, мама и папа не перестают радоваться. Но врачи объясняют, нужно научиться понимать: младенец просто соня, его ничего не беспокоит, поэтому он сладко спит, или у ребёнка нет сил и энергии для активного времяпровождения. Последняя ситуация обязательно должна насторожить взрослых.

Новорождённый младенец спит около 20 часов в сутки. Организм адаптируется к новому миру, окружающей среде. Органы и системы ребёнка настраиваются на работу: дыхание, переваривание пищи и т.д. Мозг, воспринимая и обрабатывая такое огромное количество информации, также нуждается в длительном отдыхе.

Однако стоит знать, что малыш обязательно должен просыпаться каждые 2,5 - 3,5 часа на кормление. Ведь организму требуются питательные вещества для полноценного развития и пополнения запасов энергии.

Медики рекомендуют родителям изучить информацию о нормах сна детей разного возраста. В этом случае им будет легче ориентироваться в той или иной ситуации. Ведь если для младенца первого месяца жизни двадцать часов сна в сутки - это норма, то для трёхмесячного крохи это может быть поводом для беспокойства.

Видео: важность сна для ребёнка

Таблица: нормы сна для детей в возрасте до года

В первый месяц после рождения ребёнок может просыпаться до 4–5 раз за ночь для того, чтобы поесть. Это нормально, т.к. молозиво в первые несколько дней, а затем молоко очень быстро усваиваются в желудке крохи и через несколько часов малыш опять голоден. Однако с налаживанием лактации устанавливается и определённый график кормления. Некоторые дети могут спать ночью пять - шесть часов подряд без пробуждения на перекус. И это также считается нормой, если:

  • малыш активен днём: стремиться выполнять разные физические упражнения, интересуется игрушками;
  • набирает вес согласно нормам;
  • показатели роста также соответствуют норме.

Видео: доктор Комаровский о нормах детского сна

Почему так: причины, по которым новорождённые и дети до года много спят

На первых и последующих плановых осмотрах, которые проходят раз в месяц для детей младше года и являются обязательными, педиатр обязательно измеряет рост малыша и взвешивает его. Также расспрашивает родителей о привычках крохи, его поведении во время бодрствования. На основании этого доктор делает вывод о здоровье и нормах развития младенца. Однако если родители заметили, что малыш теряет аппетит и плохо ест, вялый, постоянно сонный, неактивный - это повод немедленно обратиться к педиатру за консультацией.

Длительные и сложные роды

Не всегда родовая деятельность проходит так, как это задумано природой. В некоторых случаях роды начинаются раньше положенного срока или затягиваются. И тогда врачи вынуждены применять лекарственные препараты. Это могут быть обезболивающие средства, фармакологические препарат для стимуляции родовой деятельности и т.д. Мамы малышей, которые прошли через этот длительный и сложный процесс, часто отмечают, что в первые несколько дней кроха очень много спит. Это своеобразная реакция на действие медикаментов.

Некоторые препараты могут негативно повлиять на развитие сосательного рефлекса. Вследствие этого новорождённый не получает достаточно питательных веществ, мало ест и теряет силы. Недостаток энергии и сил является причиной того, что кроха постоянно спит и мало ест.

Если мама заметила, что малыш постоянно спит и практически не просыпается на кормление, необходимо обратиться к неонатологу или педиатру. Особенно это касается недоношенных детей: у них сосательный рефлекс слабо развит в первую очередь из-за неокрепшего организма.

Недостаток питательных элементов

Самой частой причиной долгого сна младенца является недоедание. Дело в том, что с момента рождения организм ребёнка начинает расти и развиваться. И это заметно каждый месяц, каждую неделю и даже день. Самый интенсивный рост детского организма происходит в первые двенадцать месяцев его жизни. Но для полноценного развития к ребёнку должны поступать необходимые витамины, минералы, белки, жиры и углеводы. И все это есть в материнском молоке или адаптированной детской смеси. Но чем меньше кроха ест, тем меньше полезных веществ и питательных элементов попадает в организм. И если такая ситуация продолжается несколько дней, у ребёнка просто не остаётся сил на активное времяпровождение, поэтому он постоянно спит.

Медики настаивают, что малыша лучше всего с рождения приучить к режиму дня, чтобы он знал, в какое время нужно есть, спать и играть. Доктор Комаровский настаивает, что гармоничное развитие ребёнка зависит от устоявшегося распорядка дня, когда мозг подаёт сигналы о необходимости поесть, поспать или погулять.

В первую очередь родителям необходимо определить, почему кроха отказывается от еды. На это могут повлиять разные причины:

  • ребёнок неправильно берёт грудь: у мамы может быть неправильное строение сосков, поэтому кроха не может захватить сосок так, как нужно. Вследствие этого кроха тратит огромное количество сил на то, чтобы добыть молоко, но ничего не происходит или питательной жидкости поступает в организм очень мало. В процессе сосания кроха выбивается из сил и засыпает голодным;

    Медики рекомендуют молодым мамам обязательно проконсультироваться с гинекологом, неонатологом или консультантом по грудному вскармливанию, которые покажут, как правильно прикладывать младенца к груди, чтобы он получал достаточное количество молока. В некоторых случаях хорошо помогают специальные накладки на соски.

  • несоблюдение мамой диеты: не все женщины придерживаются мнения, что во время грудного вскармливания нужно ограничивать себя во многих продуктах питания. Однако стоит помнить, что некоторые продукты способны влиять на вкус грудного молока. Например, чеснок или лук делают молоко горьковатым. Конечно, кроха несколько раз попробовав такую еду будет от неё отказываться и, как следствие, недоедать;
  • неналаженная лактация: в первый месяц после рождения ребёнка организм женщины ещё не знает, сколько молока необходимо для питания младенца. У некоторых мам его так много, что кроха давится им в процессе кормления, поэтому отворачивается от груди и не хочет больше есть. У других молока катастрофически мало, поэтому малыш остаётся голодным;
  • болезнь младенца: самые распространённые причины - ринит и отит. С заложенным носом кроха не может дышать во время кормления, поэтому не может есть много, капризничает и отказывается от груди или бутылочки со смесью. Отит также доставляет неудобства крохе: боль в ухе не даёт сосредоточиться на процессе получения пищи;
  • физиологические особенности строения нёба: у некоторых детей врождённые патологии нёба. Поэтому ребёнок не может нормально сосать во время кормления.

Для того чтобы наладить режим питания, необходимо в первую очередь решить возникшие проблемы. Для этого лучше проконсультироваться с врачом, который даст необходимые рекомендации. В некоторых случаях у женщины не хватает молока и доктор советует перейти на смешанное вскармливание. Не стоит отказываться от такого варианта: недостаток питательных элементов может привести к дефициту массы тела. Это очень серьёзная ситуация, которая часто становится причиной отставания ребёнка в физическом и психологическом плане. Если малыш находится на искусственном вскармливании и отказывается от еды, стоит перейти на другую смесь. Однако самостоятельно такие вопросы решать не рекомендуется. Лучше прийти на приём к педиатру и посоветоваться с ним.

Сегодня на полках магазинов и аптек огромный выбор детского питания, смесей, который обогащены витаминами, минералами и пробиотиками. Возможно, у крохи непереносимость коровьего молока и ему подойдёт смесь на козьем молоке. Врач подскажет оптимальный вариант.

Обязательные прививки

Многие мамы отмечают, что после прививки ребёнок очень долго спит. Педиатры объясняют, что такая реакция организма является нормальной. Дело в том, что в ответ на вакцинацию у младенца может подняться температура, поэтому специалисты рекомендуют дать младенцу жаропонижающее средство. Такие лекарственные препараты обладают усыпляющим свойством. Поэтому если после прививки малыш спит дольше обычного, не стоит беспокоиться.

Проблемы первого года жизни: колики и прорезывание зубов

Без этого не обходится практически ни один ребёнок. Если колики могут обойти стороной некоторых детей, то зубки режутся у всех. Даже если организм младенца не реагирует на этот процесс повышением температуры, резкой болью в дёснах и ушах, все равно ночью малыш может неспокойно спать, часто просыпаться и просить грудь или соску. Именно в ночное время дискомфорт от прорезывания зубов доставляет ребёнку наибольший дискомфорт, поэтому его сон беспокойный, некрепкий, чаще поверхностный. Организм не успел как следует отдохнуть за ночь, поэтому днём кроха может спать дольше обычного. Это своеобразная компенсация за невысыпание ночью.

Такая ситуация является нормой, ведь организм пытается восстановить силы и укрепить иммунитет, который ослабляется на фоне физического дискомфорта от колик или прорезывания зубов.

Серьёзные болезни

Как бы родители ни хотели, чтобы их малыши всегда были здоровы, избежать заболеваний не всегда удаётся. В сезон простуд кроха может подхватить вирус гриппа или простыть. Ещё недостаточно окрепший желудочно-кишечный тракт не может в достаточной мере бороться с ротовирусом, а у новорождённых малышей часто диагностируют желтушку ещё в роддоме. Для борьбы с заболеванием ребёнку требуется много сил и энергии, поэтому кроха много спит. Врачи не перестают повторять, что сон для младенца - лучшее лекарство. Так организм быстрее восстанавливается после болезни.

Врачи обращают внимание родителей на необходимость достаточного питания младенца во время болезни. Особенно это касается ротавируса и отравления. Рвота и диарея могут привести к обезвоживанию, поэтому ребёнок должен получать достаточное количество жидкости: грудного молока, смеси и воды.

Также наладить процесс кормления важно и сразу после рождения. В первые дни жизни ребёнка из организма должен выводиться билирубин. Чтобы этот процесс протекал нормально, обязательно поступление достаточного количества жидкости во время кормления. Если младенец плохо ест, из-за недостатка жидкости концентрация билирубина в крови не уменьшается, а увеличивается, что и приводит к развитию физиологической желтушки.

Если у ребёнка высокая температура, рвота, диарея, хрипы во время сна - это повод срочно вызывать врача. Доктор оценит общее состояние крохи и назначит схему лечения. Не стоит рисковать здоровьем ребёнка и заниматься самолечением. Медики отмечают, что длительный сон во время или после болезни не должен вызывать беспокойства у родителей, если:

  • ребёнок нормально дышит во сне, нет хрипов и задержки дыхания;
  • температура тела не выше 37 градусов;
  • кожа младенца розоватого оттенка, не слишком красная, не бледная и не синюшная.

Внешние раздражители

У малышей ещё недостаточно окрепшая нервная система, поэтому дети очень чутко реагируют на ссоры между родителями, постоянную работу телевизора, яркое освещение и другие факторы. Организм как бы включает защитный режим, пытаясь абстрагироваться от этих раздражителей. Однако такой сон неспокойный, поверхностный, дети даже могут часто плакать или всхлипывать во время отдыха. В итоге организм не восстанавливает силы в достаточной мере и ребёнок продолжает спать длительное время.

Конечно, это не говорит о том, что малыша днём нужно укладывать в полностью тёмной комнате и в абсолютной тишине. Но родители должны создать оптимальные условия для спокойного детского сна: солнечный свет не должен светить прямо в глаза малышу, телевизор лучше выключить или сделать на минимальную громкость.

Вызываем скорую: когда стоит беспокоиться

Конечно, в некоторых случаях длительный сон - вариант нормы, но родители должны постоянно следить за состоянием ребёнка. Ведь ухудшение возможно в любую минуту и главное - не упустить время. Медики выделяют несколько симптомов, при которых обязательна неотложная помощь младенцу:

  • ребёнок спит более 5 часов в одной позе и не просыпается;
  • резкое повышение температуры;
  • слизистые малыша сухие, кожа приобретает синий цвет;
  • кроха спит несколько часов подряд и плачет во сне, но не просыпается;
  • затруднённое дыхание или его задержка;
  • у малыша наблюдается редкое мочеиспускание: в сутки уходит менее пяти подгузников. Это говорит об обезвоживании организма.

Будить или не будить: вот в чём вопрос

Часто родители радуются, если их кроха долго спит и не капризничает. Однако стоит следить за временем, чтобы малыш не остался голодным, ведь каждое кормление очень важно для растущего организма. Медики отмечают, что ночью ребёнок может спать без пробуждения 6 часов, а днём - не более четырёх. Если кроха не просыпается по истечении этого временного промежутка, его рекомендуется разбудить и накормить. Как только ребёнок пополнит запас питательных веществ он может опять захотеть спать. Для новорождённых и грудничков это нормально.

Доктор Комаровский имеет свою точку зрения на этот счёт: каждый ребёнок развивается индивидуальными темпами, поэтому организм сам знает, сколько ему нужно времени для сна. Родителям не стоит будить малыша каждые три часа, чтобы покормить его. Но это правило действует только в том случае, если малыш полностью здоров, хорошо ест и набирает вес. В противном случае необходима консультация врача, который сможет определить причину столь длительного сна и объяснит родителям порядок действий.

Нередко возникают такие ситуации, когда малыш просто перепутал день с ночью: в светлое время суток ребёнок большую часть спит, а вот ночью наоборот. В этом случае доктор Комаровский настаивает, что малыша обязательно нужно будить в течение дня, активно проводить с ним время, чтобы к вечеру кроха устал и спокойно спал ночью. Как только организм перестроится на нормальный режим сна и бодрствования, малыш сам будет просыпаться в положенное время.

Видео: стоит ли будить ребёнка

Как правильно разбудить ребёнка

Будить младенца нужно спокойно и аккуратно, ведь кроха может испугаться и начать плакать. Такие стрессовые ситуации нам ни к чему. Специалисты настаивают, что будить кроху нужно в поверхностной фазе сна. Её легко определить по нескольким признакам:

  • у малыша немного подёргиваются веки, видно, как под ними двигаются глазные яблоки;
  • кроха может смеяться или похныкивать во сне, меняется мимика;
  • ноги и руки могут немного шевелиться;
  • младенец может выполнять сосательные движения губами.

В этом случае ребёнка можно разбудить. Каким способом это сделать, каждая мама решает самостоятельно. Некоторые дети быстро просыпаются, стоит родителям погладить их по спинке или руке, другие открывают глазки, чувствуя запах молока или смеси. Вот несколько способов, которые помогут разбудить соню:

  • начните менять подгузник;
  • если в помещении тепло, можно раскрыть младенца и начать раздевать его;
  • нежно помассируйте ручки или ножки малыша;
  • погладьте животик или спинку;
  • поднесите к губам бутылочку со смесью или грудь. Дети чувствуют запах молока мгновенно. Если малыш не просыпается, можно капнуть молоком на губки ребёнка;
  • пойте песенку или разговаривайте с младенцем.

Главное правило - действия не должны быть резкими и сопровождаться строгим и слишком громким голосом, чтобы малыш не испугался.

Что говорят родители

Мнения родителей по поводу длительного сна расходятся. Некоторые мамы и папы даже не подозревают, что столь долгий сон может сигнализировать о серьёзных проблемах со здоровьем крохи. Другие же считают, что младенца нужно будить каждые 2–3 часа для кормления, не зависимо от того, хочет кроха просыпаться или нет. Из опыта предыдущих поколений, многие мамы и папы сделали вывод, что длительный сон ребёнка может быть наследственным фактором, поэтому не стоит беспокоиться и будить малыша. Сегодня педиатры не настаивают на кормлении по часам для детей на грудном вскармливании, поэтому питание по требованию может предусматривать более длительные перерывы.

Но врачи рекомендуют не упускать из виду очевидные факты: если ребёнок мало ест и много спит, вялый, практически не интересуется окружающей остановкой, не реагирует на голос мамы или папы - это повод обратиться за помощью.

У меня так было с дочкой, была эпидуральная анестезия.Не уверена, что это её последствия, так как дочка вообще редко плакала в младенчестве и уже где-то месяцев с трёх спала всю ночь с 10 вечера до 6 утра. Первый месяц я вообще удивлялась её спокойствию, единственно что - мы потеряли немного в весе, так как я пыталась кормить по требованию - а она не требовала! Врач сказал - будить и кормить.

Мой первый месяц спал очень хорошо, просыпался поесть через 3–4 часа, ночью спал с 12 до 6 утра, мне и в голову не приходило, что это ненормально 🙂 Потом спать стал меньше, а ест все также 🙂 п.с. прибавки первые месяцы были 800–1000г

Мой удивительный «сплюн» был 🙂 Тоже поначалу советовали будить на кормление, но этот вариант не прошёл. Лет до 2-х спал 2 раза в день, причём часа по полтора-два.

Строю планы

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/novorozhdennyj_podolgu_spit_normalno_li_jeto_stoit_li_budit/

Моя бывало и по 8 часов спала, и сын сейчас спит ночью 7 часов….мама говорит, я такая же была..видимо, наследственность

Анна

У меня всегда много спал.Ночью,правда,просыпался поесть.Но не плакал.поел и дальше спать.Лет до 4х днём спал по 3–4 часа.Сейчас (в шесть) в саду просыпается последний)). Но в периоды бодрствования всегда был достаточно активным,поэтому я не парилась.Ну любит поспать.Я тоже люблю,но нельзя((

anna antonova

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/novorozhdennyj_podolgu_spit_normalno_li_jeto_stoit_li_budit/?page=2

Медики не перестают повторять, что каждый ребёнок индивидуален: кто-то спит больше, кто-то меньше. От здорового сна зависит не только отдых, но и полноценное развитие малыша. Ведь организм воспринимает так много нового и ему требуется время, чтобы обработать информацию и подготовиться к следующим открытиям. Но бывают ситуации, когда длительный сон опасен не только для здоровья младенца, но и для его жизни. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за состоянием малыша каждый день. Если что-то беспокоит в поведении ребёнка, лучше обратиться к педиатру или неврологу. Не стоит заниматься самолечением и подвергать жизнь младенца опасности.