Многие родители спрашивают психолога: как отучить ребенка бояться темноты ? Не только ночью, но и днем, случается, некоторые дети боятся зайти в комнату, если какой-то предмет кажется подозрительным. Они могут бояться черных перчаток, теней. Можно, конечно, пристыдить, посмеяться, но ведь тогда ребенок затаит этот страх, не признается, а бояться не перестанет. Что делать родителям, если ребенок стал бояться темноты ? Советы психолога на этот счет читаем в одном из журналов “Семья и школа” (1970 год). Надо сказать, времени с момента выхода в свет этого номера журнала прошло много, а проблемы остались прежними…

Почему дети боятся темноты?

Пугливость, страхи перед безобидными (для взрослых!) вещами и событиями - нередкое явление в раннем детском возрасте.

Причина, почему ребенок стал бояться темноты (в 3, 6 и даже 10 лет) может корениться в физическом нездоровье, переутомлении, скрытой инфекции и даже аскаридозе.

Желательно проверять ребенка не только у педиатра, но и у невропатолога. Это особенно важно в таких случаях, когда налицо не только дневные страхи (темноты, пустой комнаты, тех или иных предметов), а и ночные-ребенок среди сна просыпается, кричит, не сразу узнает родных. Сильные приступы страха по ночам во сне - уже признаки специфических нервных заболеваний.

Во-вторых, причиной может быть неосторожность самих взрослых: чрезмерное запугивание ребенка или частые рассказы о чем-то страшном.

В-третьих, нередкий источник бед в подобных случаях - преувеличенное боязливое воображение. Сразу же нужно заметить: нет худа без добра. Ребенок, испугавшийся зловещих черных перчаток, - это не больной и не запуганный мальчик, а скорее поэт и мечтатель. Самовнушение страха у такого ребенка - лишь одно из многих проявлений фантазии, впечатлительности, в общем-то нужных и полезных качеств.

Стоит почитать воспоминания многих выдающихся писателей об их детских годах (Вересаева, Короленко, Л. Толстого, С. Аксакова, А. Толстого), и вы обнаружите яркие и точные описания именно таких «самовнушенных» страхов.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Некоторые родителя пытаются страх лечить страхом, то есть клин вышибать клином. Если ребенок боится темноты, то его оставляют в темной комнате одного и даже закрывают его там. Так поступать, разумеется, нельзя: это может еще больше усилить страх ребенка и расстроить его нервную систему. Правильно сделает та мать, вторая возьмет ребенка за руку, пойдет с ним в темную комнату, зажжет свет, осмотрит все уголки и убедит ребенка, что ничего страшного нет. Чтобы легче я быстрее приучить ребенка спать в темной комнате, мать может стоять недалеко от кровати ребенка я отзываться: «Спи, спи, уже все детки спят и тебе пора спать».

Здесь важнее знать, чего НЕ следует делать, если ребенок начал бояться темноты -

  • Не надо особенно «нажимать» на ребенка, требовать от него преодоления страха немедленно и по приказу старших. Если, например, папа и мама, осыпая мальчика насмешками, заставляют его идти в темную комнату («клин клином вышибать!»), то эксперимент может кончиться удачно, а может - истерикой и неврозом. Все зависит от состояния ребенка, отчасти и от волевых качеств характера, привитых раньше. Ведь к страху перед темнотой добавляется страх перед будущими насмешками, страх перед неудачей и стыдом, страх перед гневом взрослых и т.п. Стоит ли взваливать такой груз на детские плечи, а особенно если перед тем многие месяцы н годы родители не думали и не заботились специально о воспитании воли, настойчивости, решительности у ребенка?..
  • Точно так же вредно концентрировать внимание на «пороке» ребенка: на каждом шагу сокрушаться, жалеть (и опять-таки высмеивать) его. Нет, если уж вы хотите поскорей излечить свое дитя от боязливости - займитесь такими, как будто совсем посторонними делами, как гимнастика и водные процедуры, трудовое воспитание, развивайте навыки общительности. Тогда быстрей возникает самостоятельность, сопротивляемость беспричинным страхам. Можно посоветовать и дополнительный прием: внушение «охранной силы» какой-нибудь веши. Вот верит ваш сын в силу своих солдатиков - и прекрасно: пусть они сопровождают его в трудных ситуациях.
    Еще лучше, если в доме есть собака или кошка - пусть они будут защитниками малыша и он их покровителем. Здоровые, но пугливые дети обычно легко превозмогают страх в темноте, если у них на руках кошка или щенок. Иногда они успокаиваются, видя равнодушие и спокойствие животного, иногда наоборот- чувствуют себя как бы старшими. Здесь проявляется тот же внутренний механизм, что у нас, взрослых: мы нередко боимся просить или требовать для себя, но совсем иначе разговариваем и держимся, когда требуем чего-то для других или за других.
  • Наконец, уместно напомнить: если ребенок, по авторитетному свидетельству врачей всех специальностей, абсолютно здоров, если страхи его не внушены кем-то из взрослых, тогда эти самые страхи представляют собой в известном смысле ценность! Они верный признак мощного и яркого воображения, восприимчивости, впечатлительности. Они свидетельствуют, что ребенок легче научится читать и больше будет получать от прочитанного, чем «средние» дети. Зато есть и тревожная примета: очень важно проследить, чтобы ребенок был приучен к труду, систематическим усилиям, режиму, - ведь именно впечатлительные и фантазирующие дети часто попадают в разряд «способных, но не работоспособных».

Страх темноты у большинства детей проходит с возрастом.

Страх темноты - одна из наиболее распространённых детских фобий, которой подвержены 90% детей. Надо отметить, что он присутствует даже у взрослых и заложен в людях на уровне подсознания, обусловлен инстинктом самосохранения: у древнего человека безопасность ассоциировалась со светом, в темноте же он видел угрозу жизни. Но такая проблема мешает ребёнку жить полноценной жизнью. Как научить малыша не бояться ночи?

Можно выделить ряд причин, которые способны сформировать у ребёнка устойчивую боязнь темноты:

  • влияние взрослых;
  • обстановка в семье;
  • богатое воображение;
  • отрицательный опыт.
  • Психотерапевт Елена Кравец утверждает, что у новорождённого нет страха темноты. Но со временем младенец привыкает к свету, и тёмное помещение он не соотносит с той комнатой, которая только что была освещена. Очертание предметов в его глазах изменяется, приобретает зловещий вид. Малыш зачастую и не понимает, отчего ему тревожно. А причина на самом деле - в боязни «мёртвого пространства», которое нельзя объять взглядом. К примеру, зона над шкафом недоступна детскому взору, и для ребёнка она представляет потенциальную опасность.

    Спровоцировать страх темноты может не только наказание малыша, просмотр телевизора, но и даже употребление перед сном мясной и жирной пищи.

    Необдуманное влияние родителей и других взрослых на формирующуюся психику

    Действительно, во многих детских страхах виноваты сами взрослые. Через свои эмоции и неоправданные опасения родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском садике внушают крохе необходимость боязни тёмной комнаты. К примеру, когда ребёнок долго не может заснуть, мама говорит, что прилетит Баба-яга на своей ступе и заберёт его с собой, либо предупреждает, что за шкафом спрятался злой волк, который любит кусать тех, кто не хочет спать. Здесь уместно вспомнить слова из известной колыбельной песенки «придёт серенький волчок и укусит за бочок», которые способны надолго нарушить покой излишне впечатлительного малыша.

    Аналогичных персонажей выдумывает воспитатель в детском саду, чтобы побыстрее уложить детей в кроватки.

    Есть ещё одна грубая ошибка со стороны взрослых. Когда малыша предупреждают, что если он не выспится, то завтра будет капризным и вредным, его заранее программируют на негативное поведение.

    Часто родители в присутствии ребёнка смотрят страшные и жестокие сюжеты по телевизору про убийства, катастрофы, теракты и прочие бедствия. Даже если малыш не обращает внимания на экран, его впечатлительное сознание все равно впитывает ненужную информацию. А затем она трансформируется в различные фобии.

    К данной группе причин развития страха следует отнести и семейные конфликты. Когда ребёнок наблюдает, как взрослые выясняют отношения, у него развивается неуверенность в себе, тревожность, ощущение ненужности родителям. Он не чувствует себя защищённым. Если мама и папа своевременно не успокоят малыша, то переживания могут трансформироваться в боязнь темноты.

    Богатое детское воображение и развитое самовнушение

    Часто родители в вечернее время, желая занять своё чадо и немного отдохнуть, включают мультфильмы. При просмотре происходит возбуждение детской нервной системы: малыш становится активным, не хочет выключать телевизор, чистить зубы, ложиться спать. Таким образом, процессу засыпания предшествуют негативные эмоции - злость и обида, которые нередко трансформируются в образ некоего отрицательного героя - злого, агрессивного и опасного. С одной стороны, такие фантазии позволяют дать выход накопленному негативу, с другой - кроха сам начинает верить в существование злобного существа, которое может причинить вред ему и близким людям. Понятно, что в такой обстановке спокойно заснуть ребёнку будет очень проблематично, особенно одному в тёмной комнате.

    Многие современные мультипликационные персонажи выглядят свирепо и агрессивно, поэтому родители должны тщательно отбирать материал для просмотра. В вечернее время детям вообще не следует смотреть телевизор, для этого используются утренние либо дневные часы.

    То же касается и чтения сказок вроде «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», «Муха-Цокотуха» и других, где присутствуют герои, способные напугать ребёнка.

    Взрослые не всегда помнят, что малыши видят мир совершенно по-особенному. Темнота в их восприятии превращает знакомые предметы в нечто чуждое. Размышляя над этим, ребёнок не может уснуть, даже незначительный шум вызывает сильное волнение. Малыш прислушивается и внутренне ожидает чего-то непонятного и опасного. Он боится не непосредственно тьмы, а тех существ, которые в ней прячутся. Богатая фантазия изображает страшные картины.

    Отрицательный опыт или неприятное происшествие

    Конкретная ситуация, которая произошла с ребёнком либо близкими ему людьми, способна сильно повлиять на отношение малыша к темноте. К примеру, маленький исследователь хотел зайти в неосвещённую комнату, а оттуда вдруг выскочила кошка или собака. На подсознательном уровне у крохи откладывается реакция: где темно - там страшно и опасно.

    Причины появления страха в зависимости от возраста - таблица

    Помощь ребёнку в преодолении проблемы

    Как и любую детскую фобию, боязнь темноты никогда не следует игнорировать. Взрослые должны отнестись к данной проблеме предельно серьёзно. Недопустим метод вышибания клина клином, когда малыша силой заставляют засыпать в тёмной комнате, рассчитывая, что он сам переборет свой страх. Наоборот, маме или папе нужно зайти вместе со своим чадом в детскую, показать, что там нет ничего страшного, рассказать перед сном добрую сказку либо весёлую историю. Не закрывайте дверь - пусть кроха почувствует, что близкие люди рядом. Но не идите у сына или дочки на поводу: не оставляйте включённым свет (используйте ночник), не забирайте ребёнка в свою кровать - это только замаскирует проблему, и в дальнейшем ему будет ещё сложнее.

    Огромная ошибка со стороны родителей - высмеивать малыша, сравнивать его с другими, более смелыми детьми. Это верный способ снизить самооценку и развить комплекс неполноценности. Надо сказать, такое отношение часто наблюдается у отцов по отношению к сыновьям. Они хотят видеть их всегда смелыми и сильными. Мужчины не понимают, что мальчик - это, прежде всего, ребёнок, которому нужна любовь и забота.

    Не нужно надолго оставлять сына или дочь у родственников или людей, которые ему/ей не нравятся. Также необходимо отслеживать мультфильмы и передачи, которые смотрит ребёнок, свести к минимуму время, проводимое за компьютерными играми. Ни в коем случае не следует акцентировать внимание на страхе - нужно, наоборот, воспитывать в малыше уверенность в себе. Очень эффективны в этом отношении занятия спортом.

    Беседы с детьми

    Родителям необходимо много общаться с малышом, постоянно высказывать свою любовь к нему, хвалить и поощрять за самостоятельные поступки. Если ребёнок решился рассказать маме или папе о том, что его тревожит, нужно внимательно выслушать и в неторопливой беседе постараться развеять страхи. Поддержка взрослых играет в данном вопросе ключевую роль. Если вы внушите своему чаду, что боязнь нетрудно преодолеть, то он сможет это сделать.

    Не нужно избегать разговоров о боязни темноты. Это не обострит проблему (как считают многие), а, наоборот, поможет отыскать её причину. Иногда малыш, к удивлению родителей, начинает постоянно заводить речь о своём страхе, просит взрослых рассказывать истории, связанные с тьмой, включает темноту в свои игры. Со стороны кажется, что ребёнок специально изводит себя. На самом же деле он таким образом старается справиться со своими переживаниями. Задача мамы и папы - подыграть сыну или дочке, подсказав ему при этом стратегии борьбы с проблемой.

    Хороший способ вызвать сына или дочь на откровенный разговор - рассказать о своём собственном детстве, о похожих страхах, которые имели место в прошлом, и о том, как удалось их преодолеть.

    Беседуя со своим чадом, родителям следует использовать особые доводы. Так, например, фраза «Темнота совсем не страшная» для малыша не имеет никаких обоснований. Необходимо искреннее сопереживание и участие. Разберитесь, что конкретно пугает ребёнка, ведь он может бояться не просто темноты, а, например, тёмного шкафа в комнате. В таком случае нужно вместе осмотреть его, чтобы малыш убедился, что это обычная мебель. Аналогично его могут страшить загадочные звуки, которые ночью воспринимаются обострённо. Мама при этом должна объяснить их происхождение.

    Кроме того, важную роль играет собственный ритуал отхода ко сну. Так, маме нужно обязательно пожелать малышу спокойной ночи и поцеловать его. И при этом можно сказать, что поцелуй волшебный - он будет надёжно охранять сон.

    Метод терапевтических сказок, чтобы избавить от боязни темноты

    В борьбе с боязнью темноты эффективным средством является сказкотерапия. Как известно, сказки бывают разными и не всегда полезными для ребёнка, имеющего какую-либо проблему. Так, например, произведения со страшными злодеями способны лишить малыша сна, особенно прочитанные вечером. Тот же эффект оказывают определённые мультфильмы и компьютерные игры. Но зато детские страхи можно победить с помощью весёлых и забавных рассказов.

    Смех защитит детей от ночных тревог и опасений. В терапевтических сказках страх часто очеловечивается, выявляются его слабые либо смешные стороны. Здесь важную роль играет главный герой: он лицом к лицу встречается со своими переживаниями и преодолевает их, потому что пугает всегда неизвестность, а знакомое уже не вызывает боязни.

    Как показывает практика, малышам очень нравятся истории, где герои имеют те же проблемы, что у них самих. Отметим, что терапевтические сказки могут быть похожими на реальную жизнь или же иметь необыкновенный сюжет и героев. Главный их принцип - чтобы персонаж в итоге преодолел все препятствия и победил свои страхи.

    Часто в сказочное действие включаются добрые помощники (родители, феи, гномики, животные, волшебная палочка и т. д.). Они наделяют главного героя силой и особыми умениями. Терапевтические сказки всегда способствуют нравственному воспитанию, поднимают темы доброты, любви, дружбы. Из этих историй малыш узнаёт, что большое значение имеет собственная внутренняя сила, самостоятельность, обретённая смелость. Так как ребёнок почти всегда отождествляет себя с главным персонажем произведения, то сказочные примеры делают его более уверенным в себе, придаёт решимости.

    Поучительные сказки, которые помогут мальчикам и девочкам спать спокойно

    Существует множество терапевтических сказок, посвящённых преодолению страха темноты.

  • «Сказка про ночные страхи» Ирины Гуриной. Алёше, о котором идёт речь в произведении, страшно одному засыпать в тёмной комнате. Ему кажется, что по ночам прилетает злой волшебник, чтобы превратить все его вещи в зловещие предметы. В темноте шкаф видится ребёнку злобным великаном, а игрушки - чудовищами. Мальчик долго не отпускает маму, хнычет, просит не гасить свет.
    И вот однажды к нему приходит сонный гном, который сообщает, что дарит детям добрые сновидения и чудесные сказки. Он просит мальчика поскорей заснуть, ведь только тогда можно увидеть свой сон и полетать на сказочном лебеде. Гномик убеждает малыша, что страха не существует. А смеющиеся звёздочки, которые появляются вместе с ним, превращаются в бабочек и освещают шкаф - маленький герой убеждается, что это вовсе не злой великан. Игрушки весело улыбаются ребёнку, а белые пятна на потолке, которых он также боялся, оказываются светом фар проезжающих машин. Алёша успокоился, и гномик дарит ему на память волшебное заклинание, которое не позволит никому постороннему попасть в комнату. Мальчик засыпает и, конечно же, с этих пор, спокойно спит каждую ночь.

    После прочтения ребёнку этой сказки можно придумать своё собственное заклинание, которое должно прогнать все страхи, и повторять его каждый раз перед отходом ко сну.

  • «Бум-бум-бум» Михаила Андрианова - ещё одна сказка, посвящённая преодолению страха темноты. Здесь речь идёт о двух подружках, Вике и Алёнке. Девочки также очень страшатся тьмы. Ночью им слышится стук в окошко, кажется, что кто-то притаился за шкафом и подсматривает за ними, мерещится чёрная крыса, которая хочет затянуть их в свою нору.
    Но вот Вика вспоминает слова своего папы о том, что если человек чего-либо боится, то он притягивает к себе страшные мысли. Папа же Алёны учил её, что нужно прикоснуться рукой к страшному месту, чтобы прогнать боязнь. И девочки, набравшись смелости, подходят к занавеске, отодвигают её и, конечно же, никого там не находят. А вот возле окна они обнаруживают толстый провод - именно он пугал их своим стуком о стекло во время ветра. А непонятным тёмным и круглым существом оказывается всего лишь плюшевый ёжик. Подруги очень рады тому, что победили свой страх.
  • Для детей дошкольного возраста предназначена сказка «Серое ухо». Серое ухо - имя зайчика, у которого очень много друзей. Однажды его пригласил на день рождения ёжик Маленькие ножки. Гости (зайчик, белочка, барсучонок) веселились до позднего вечера: пили чай с тортом, играли и плясали.
    Но вот стемнело, и зайчику Серое ухо предстояло идти домой одному. Ему стало очень страшно, ведь ночной лес наполнен скрипами и шорохами. Ветвистое дерево в темноте он принял за страшное чудовище, которое хочет его схватить. Бедный зайка зажмурился, закрыл лапами ушки и стал дожидаться смерти. Но с ним, конечно же, ничего не произошло, и, собравшись с силами, герой взглянул монстру в лицо. Он понял, что это его знакомый старый дуб, и рассмеялся. После этого случая Серое ухо больше не страшился ходить по тёмному лесу.
  • Старшим дошкольникам и школьникам понравится сказка «Смелый гномик». Её герой радостно и беззаботно живёт в лесу. Но его весёлую жизнь омрачает боязнь Бабы-яги из соседнего леса.
    Как-то раз мама послала гномика за орехами. Он искал их до наступления ночи, а потом ему стало страшно. Ночной лес скрипел и что-то шептал. В темноте он набрел на домик Бабы-яги, которая, на удивление, оказалась вовсе не страшной - лежала на печке, замотанная шарфом, и всхлипывала. Оказывается, старушка заболела, оттого что много суетилась, помогая другим. Гномику стало жалко бабушку, страх его совсем прошёл, и он помог ей: принёс из леса травы, ветки и шишки, чтобы та сварила себе лечебный отвар. Баба-яга подарила гномику корзинку с орехами и волшебный клубок, чтобы найти дорогу домой.

    Эта добрая сказка учит детей не только побеждать свои страхи, но и помогать другим людям.

  • Художественная и игровая терапия в борьбе с боязнью темноты

    Помочь ребёнку справиться с боязнью темноты способно художественное творчество, которое обеспечивает выброс негативных эмоций на бумагу. Мама предлагает своему чаду нарисовать страх, а потом избавиться от него - порезать ножницами на мелкие кусочки. При этом важное значение имеют цвета, используемые малышом. Их анализ позволяет оценить динамику отношения к проблеме. Так, на начальных этапах дети изображают её чёрным, передавая ощущение чего-то непонятного и тревожного. Постепенно палитра становится более яркой и тёплой Это означает, что кроха уже придаёт своей боязни не очень большое значение.

    Бумажный страх можно не только резать ножницами, но и сжигать, комкать, рвать на куски, залепливать пластилином, выбрасывать в окно и т. д.

    Другое успешное средство в борьбе с детскими фобиями - игротерапия.

  • Игра «Волшебный домик». Малыш вместе с мамой или папой накрываются одеялом с головой, оставив небольшое окошечко для дыхания. Взрослый сообщает, что они находятся в волшебном домике, и здесь безопасно, поэтому можно крепко спать. При этом говорить следует тихим монотонным голосом, нараспев. Ребёнок должен успокоиться и заснуть. Родителям следует только избегать слов, напоминающих об угрозе, вроде «Я буду тебя охранять», «Тебя никто не съест», «Никого не бойся» и подобных.
  • «Бобры». Ребёнок выполняет роль бобра (может участвовать несколько детей), который скрывается под столом, накрытым плотным покрывалом или скатертью. Он прячется там до тех пор, пока не почувствует, что охотник (взрослый) ушёл. Время, проведенное в темноте, постепенно увеличивается. Малыш должен не просто сидеть, а думать, как сделать своё жилище безопаснее. В ходе такой игры проходит ощущение дискомфорта от нахождения во тьме.
  • Игра «Кукольные прятки» заключается в том, что нужно искать игрушки, часть из которых спрятана в неосвещённом помещении (днём следует плотно завесить шторы). Вначале их оставляют на видном месте, а потом прячут более тщательно, чтобы малыш какое-то время пробыл в тёмной комнате.
  • Ещё один подходящий вариант - игра в жмурки в темноте. Такое развлечение помогает преодолеть страх и придаёт ребёнку уверенности в себе.
  • Ценные рекомендации родителям по преодолению страха темноты у детей

    Психологи в борьбе с боязнью темноты у детей ориентируются на возраст ребёнка:

  • трёхлетний малыш зачастую не в состоянии объяснить, что конкретно его пугает. Расспросы в данном случае ни к чему не приведут. Оптимальное решение - позволить взять в кроватку любимую мягкую игрушку, с которой крохе будет комфортно засыпать. При этом взрослый объясняет, что плюшевый мишка либо зайка - это его верный друг и защитник;
  • в пять лет дошкольники уже в состоянии рассказать о своих страхах и тревогах, поэтому бороться с проблемой следует методом наглядности. Предложите сыну или дочери включить в комнате свет, убедиться, что нет никакой угрозы. Взрослому вместе с малышом нужно обследовать все потаённые уголки детской. Хорошая идея - сделать перестановку по желанию ребёнка. В этом возрасте родителям можно рассказывать детям про свои собственные страхи;
  • к семилетнему малышу, который недавно начал ходить в школу, родители должны проявить особую чуткость. Ежедневно нужно расспрашивать его о событиях прошедшего дня. В борьбе с боязнью темноты в этом возрасте успешно используется арт-терапия: взрослый просит школьника нарисовать свой страх, а сам дополняет его смешными деталями. Кроме того, можно приобрести сыну или дочери красивый ночник, который он в любой момент включит при необходимости. Хорошее решение - завести домашнее животное и поместить его в комнате вместе с ребёнком;
  • если страх темноты остаётся в более старшем возрасте (8 лет и более) и выражается в обострённой форме (ребёнок утверждает, что за ним кто-то наблюдает, хочет задушить его и прочее), то здесь уже не стоит откладывать визит к психологу.
  • Советы психолога о том, как отучить ребёнка бояться

    И. Костин, кандидат психологических наук, рекомендует позволить ребёнку самому превратиться в монстра, который пугает его в темноте. Пусть он покричит во всё горло, устрашающе порычит. Взрослые должны при этом изображать испуг. Такая идентификация с агрессором даёт возможность, по мнению специалиста, изжить собственный страх. Ведь, как можно бояться кого-то, если ты сам очень грозный? Аналогично малышу легко расправиться с нарисованным страхом: как же страшное чудовище может прийти ночью, если он разорвал и растоптал его днём?

    Ребёнку, имеющему какой-то страх, во всех играх нужно предлагать роль смельчака: ему необходимо почувствовать себя защитником слабых - младших детей, котят, щенят и других нуждающихся в помощи животных. Родители должны как можно чаще вспоминать смелые поступки своего чада, например, как он спокойно прошёл на улице мимо огромной собаки.

    Костин предлагает ещё один интересный приём - назначить малыша «властелином света»: по своему желанию он может включить или выключить бра, настольную лампу или фонарик, который лежит возле кроватки.

    Каждый человек в детстве имел свою фобию и хорошо помнит, как важна была в тот период родительская поддержка. Если у малыша возникла боязнь темноты, то, несомненно, он ждёт помощи от взрослого. Существует множество способов по преодолению этой проблемы. Главное же правило - не оставлять сына или дочь наедине со страхом. Когда родители много общаются со своим чадом, постоянно проявляют свою любовь и ласку, то у него естественным образом формируется чувство защищенности и уверенность в себе. Помощь же профессионального психолога требуется лишь в редких случаях, если боязнь темноты выражается в обострённой форме.

    ​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

    Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

    Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

    Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

    Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

    Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

    У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

    Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

    Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

    Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

    Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

    По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

    Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

    Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

    В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

    Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

    Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

    По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

    Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

    Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

    Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

    Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

    В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

    Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

    Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

    Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

    Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

    Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

    Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

    По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

    В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

    Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

    С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

    Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

    Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

    Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

    Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

    В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

    Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

    Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

    Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

    Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

    В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

    Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

    Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

    Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

    Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

    Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

    Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

    Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

    Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

    У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

    Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

    Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

    Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

    Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

    Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

    Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

    В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

    Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

    За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

    Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

    К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

    Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

    Внутренний мир ребенка полон фантазий и эмоций, которые формируют привычки, симпатии, особенности поведения. Мысли крохи не всегда безоблачны, а эмоции положительны, ведь многое во взрослом мире малыш не может объяснить для себя. В результате появляются безотчетные страхи, один из которых – боязнь темноты. С ним сталкиваются около 90% детей 3-10 лет.

    Со страхом темноты сталкивается подавляющее большинство детишек

    С наступлением сумерек мир теряет краски, очертания становятся размытыми, а тени от домашних предметов – зловещими. В это время в полной мере проявляется детская фантазия. Ребенка пугает не темная комната, а то, что она скрывает. После того как мама выключила свет, любимая детская, наполненная яркими игрушками, наполняется в его воображении пришельцами, ведьмами, монстрами. Такое происходит обычно, когда малыш спит один. Получается, что страх тьмы – это страх одиночества.

    Причины страха темноты у детей

    В какой период малыш начал пугаться плохо освещенных мест? С рождения? После того как родители заперли его в комнате одного, не реагируя на плач? После того как старшие смотрели фильм ужасов, игнорируя присутствие младших членов семьи в комнате? После неосторожно сказанных взрослыми фраз, направленных на запугивание чада? Понять это очень важно, чтобы быстро успокоить ребенка и не допустить подобных действий в дальнейшем.

    Одним из источников возникновения страха темноты являются неосторожные фразы родителей. Устав от детских проказ или после трудного дня, они невольно произносят фразы: «Не будешь слушаться, отдам тебя злому волшебнику» (иному отрицательному персонажу). Вероятно, малыш поверит в это не сразу, но может наступить время, когда ему будет казаться, что в каждом углу его поджидает что-то страшное, и он откажется оставаться один в комнате с выключенным светом.



    Причиной появления страха могут стать даже неосторожные слова мамы или папы

    Распространенных причин детских страхов перед тьмой немало. Дитя может испугаться, пережив одну из таких ситуаций:

    • события, которые оказали глубокое эмоциональное влияние;
    • увиденные в новостях катастрофы;
    • семейные конфликты, особенно если они затрагивают детские интересы;
    • страшилки, рассказанные намеренно старшими детьми;
    • конфликты со сверстниками;
    • повторяющиеся запреты на что-либо.

    Практика показала, что страха темноты можно избежать, если родители следят за темой разговора и тоном в присутствии младшего поколения. Невольно подслушанные или подсмотренные истории также могут произвести сильное впечатление и стать источником фобий. Игнорировать их неправильно, важно найти причину проблемы и решить ситуацию, не давая ей развития.



    Иногда ребенок может невольно увидеть или услышать что-то, что его испугает

    Ребенок признался, что боится оставаться один в темноте: чего не стоит делать родителям?

    Основная ошибка родителей – высмеивать опасения ребенка или пытаться объяснить, что темнота ему ничем не угрожает. Страх перед ней иррационален, малыш не всегда может обосновать, что его тревожит. Пытаться объяснить пугливому чаду, что в темной комнате безопасно, бессмысленно. Он может замкнуться и перестать делиться своими опасениями.

    Нельзя и подыгрывать малышу, делать вид, что страшилища во мраке существуют, разговаривать с ними. Это усилит фобию и нарушит сон ребенка, который будет ждать их ночного визита. Когда он рассказывает о страшном сновидении, следует придумать продолжение с хорошим концом.

    Высмеивать страхи ни при каких обстоятельствах нельзя. Они никуда не уйдут, но возникнет недоверие к родителям, нежелание в дальнейшем делиться с ними своими чувствами.

    К чему может привести страх темноты?

    Страх тьмы не позволяет ребенку контролировать чувства и эмоции. При необходимости действовать дитя теряется и не может сконцентрироваться на главном. В будущем из него могут развиться социальные фобии: боязнь неудач, одиночества, ответственности.

    Во взрослой жизни «внутренние монстры» порождают низкую самооценку, ощущение собственного бессилия, опасения не соответствовать ожиданиям близких. Эти чувства могут передаваться в дальнейшем и новому поколению. Потому родители, чьи дети испытывают страх перед плохо освещенным пространством, должны обратиться к своему прошлому. Возможно, детям передались их опасения и страхи?



    В будущем детские страхи могут трансформироваться в низкую самооценку

    В каком возрасте малыши начинают бояться темноты?

    Около 80% мам ребят 3-10 лет выносят страх темноты на первое место. Он может появиться в любом возрасте – в 3 годика, когда малыш уже может высказать свои чувства, и в гораздо старшем периоде под влиянием определенного момента. Избавиться от негатива можно совместными усилиями семьи, при необходимости важно вовремя подключить психолога.

    Страх темноты в 3 года

    В трехлетнем возрасте мир для ребенка расширяется за границы дома, детской площадки и маминых рук. Он поступает в сад, где общается с ровесниками, потихоньку учится себя обслуживать, обходиться какое-то время без опеки родителей. Подросшему детке часто выделяется отдельная комната, где он играет и спит. Когда родители гасят свет и уходят, пожелав ему приятных снов, он зовет их вновь, боясь остаться в одиночестве.

    Решить проблему детских страхов в этот период позволит любимая мягкая игрушка, которую можно обнять вместо мамы. Не следует брать малыша к себе в кровать, оставлять включенным верхний свет. Однако когда он сильно плачет, лучше переночевать в его комнате.



    “Защитником” ребенка может стать любимая мягкая игрушка

    Страх темноты в 4-5 лет

    Четырехлетние ребята впечатлительны. Они ухватывают и хорошо запоминают все увиденное, услышанное, оценивают ситуации со своей точки зрения. Когда 4-х летний ребенок боится темноты, отказывается засыпать один, маме важно поговорить с ним, выяснить причину тревог (конфликт со сверстниками, угрозы воспитательницы, услышаны страшные истории). Диалог легче вести в процессе игры. Если взрослые будут чутки и терпеливы, малыш «раскроется» и расскажет, что его беспокоит.

    Страх темноты в 6 лет

    Развитое воображение ребенка 5-6 лет позволяет ему представлять, что во тьме скрываются фантастические существа, злые герои из сказок. Он чувствует себя беспомощным, паникует и зовет взрослых. Задача родителей – объяснить малышу, что темное место не всегда таит опасность, осветить все затемненные участки и продемонстрировать ему это.

    Можно рассказать историю, как они тоже пугались в детстве тьмы, теней от стульев, комода, придумать веселое окончание. Нередко выходом становится перестановка в детской. Следует закрыть углы и постараться расставить предметы мебели так, чтобы не было бликов и участков, которые могли бы напугать ребенка при выключенном свете.



    В воображении ребенка темнота может скрывать чудовищ

    Страх темноты в 7 лет

    В этот период подросшее чадо идет в школу, сталкивается с новым и неизвестным, которое только предстоит изучить. Он уже может определить свои предпочтения, оценить происходящее вокруг. Вечером в темной детской первоклассник остается один со своими мыслями. В это время могут возникнуть новые фобии или вернуться страхи из прошлого.

    Высмеивание опасений ребенка – непростительная ошибка родителей. Аргументы, что он уже взрослый и бояться нечего, не работают. Важно выслушать малыша, честно ответить на вопросы, предложить нарисовать, что он видит в темной комнате, добавить в рисунок позитивные детали.

    Страх темноты в 8-10 лет

    Как правило, к этому возрасту малыши перерастают страхи. Однако сигналы, когда малыш плачет ночью, утверждает, что на него кто-то смотрит, просит спрятаться в родительской кровати, не следует игнорировать. Столкнувшись со страхом темноты у подросшего ребенка, родители обычно впадают в две крайности. Первая – игнорирование проблемы, убеждение самих себя, что «малыш перерастет». Это ведет к тому, что чадо замыкается, а вопрос страха перед темнотой остается нерешенным.

    Вторая крайность – чрезмерная опека. Она заключается в том, что взрослые начинают советоваться по вопросу страхов со всеми своими знакомыми, водят ребенка к экстрасенсам, пробуют новомодные методики, успокаивая самих себя. Однако дитя при этом все равно чувствует одиночество и не гарантировано, что его страхи со временем уйдут.



    Страхи – не повод сразу вести ребенка к специалистам, нужно просто уделить ему побольше внимания

    Что предпринять родителям?

    Игнорировать боязнь темноты нельзя, но и акцентировать все свое внимание на этой проблеме неправильно. Этот страх возникает у эмоциональных, чувствительных детей. Видя, что родители обсуждают его проблему с чужими людьми, слушают их советы, дитя замыкается и перестает доверять родным. Задача мамы и папы – разговорить малыша, понять, что и почему его тревожит. Сделать это желательно в процессе совместных игр или творчества.

    Почему подросший ребенок вдруг стал бояться темноты?

    Случается, что страх темноты появляется у детей 7-10 лет, которые ранее не боялись ничего. Они опасаются спать одни, входить в неосвещенную комнату, придумывают истории о том, что кто-то прячется на темном балконе. Это связано с ростом и изменениями психики. Лучшее, что могут сделать родители – выслушать, пройти вместе по дому, заглянуть в каждый уголок и показать, что никого нигде нет.

    Не исключено, что подобные «обходы» придется делать не один раз. Когда ребятам снятся плохие сны, стоит задуматься о том, как на них влияют телевидение и интернет. Иногда они боятся спать одни после просмотра передач про привидений, инопланетян, домовых. Важно заменить просмотр телевизора прогулками на воздухе перед сном.



    Лучше всего заканчивать день семейной прогулкой на природе, которая успокоит ребенка и подготовит ко сну

    Как побороть страх темноты?

    Справиться со страхами перед наступлением ночи у ребенка родителям помогут внимание и терпение. Прежде всего, следует приобрести ночник, который светит приглушенным, «лунным» светом. Его стоит расположить в изголовье кровати и держать включенным всю ночь (малыш может проснуться и испугаться отсутствия света).

    Не менее важно исключить компьютерные игры, просмотр телепередач, чтение книг со страшными героями. Лучше записаться в бассейн или спортивную секцию, посещать ее в вечерние часы. Никогда нельзя смеяться над опасениями детей, упрекать их в трусости, оставлять детку одного в квартире в вечернее время (страх может перерасти в ужас перед тем, что скрывает соседняя неосвещенная комната). Успешно преодолеть проблему позволят:

    • глубокое желание родителей поддержать ребенка, перестройка неправильного поведения по отношению к нему;
    • вера в возможность преодоления ситуации, готовность бороться, сколько нужно;
    • личный положительный пример победы над страхом, описанный позитивно и эмоционально;
    • снижение контроля, давления, лишней опеки.


    Сделать ребенка уверенным в своих силах поможет посещение спортивной секции

    Игротерапия для ребят

    Хороший эффект в борьбе со страхами дает рисование. Изобразив мотивы беспокойства на бумаге, добавив на картинке веселых мотивов, обговорив с мамой ситуацию, малыш вскоре перестает бояться. Не менее эффективны коррекционные игры, направленные на то, чтобы ребенок смог воспринимать темноту не как потенциальную угрозу, а как элемент игры. Они помогут избавить от проблемы незаметно, в скором времени фобии отступят. Мальчикам и девочкам одинаково интересны такие виды игр:

    • «Кукольные прятки». Ситуацию нужно обыграть так, что от малыша убежали игрушки и спрятались по комнатам (темным и светлым). Деткам нужно отыскать как можно больше игрушек. Те, которые нашлись в темной комнате, поощряются больше.
    • «Бобры». Классические прятки, адаптированные под конкретную цель – победить страх темноты. Родитель выступает в роли охотника, которому нужно найти бобра, спрятавшегося в темной норке (под стулом, накрытым скатертью столом). Цель бобра (ребенка) – просидеть в темноте, пока охотник не выйдет из комнаты.
    • «Разведчики». Можно играть небольшой компанией, или малышу и родителю. Придумывается легенда о храбреце разведчике, которому нужно проникнуть в стан врага (темную комнату) и посчитать размещенное там оружие. За это он получит награду от генерала (взрослого).


    Традиционная игра в прятки поможет ребенку лучше узнать свою квартиру и перестать бояться

    Когда следует обращаться к психологу?

    Страх темноты – неизбежный этап взросления. Пережить его приходится практически всем детям, а поддержка родителей играет в преодолении немалую роль. Если страхи не отступают к 8-9 годам, стоит побеспокоиться о профессиональной консультации психолога. Подросшие дети отличают вымысел и реальность, когда рассказы об опасностях, похищениях, страшных существах повторяются – это должно стать поводом для беспокойства.

    Стоит принять меры, если ребенок очень боится темноты, просыпается в ужасе, плачет, утверждает, что ему хотели причинить физический вред. Нередко это свидетельствует о скрытых проблемах малыша или о сложном психологическом климате в семье. Возможно, коррекция поведения потребуется и взрослым.

    Боязнь темноты – не прихоть ребенка. Родителям важно понимать, что гиперопека или полное игнорирование проблемы – кратчайшие пути для закрепления фобий. Преодоление опасений всей семьей поможет побороть проблему быстрее, чем на сеансах у психотерапевта. Однако когда ребенок испытывает ужас от одной мысли о том, что наступит ночь, боится малейших проявлений темноты (закрытой кладовки, сундука, прикрытой тумбы), консультация специалиста неизбежна.