Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог - ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая - нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная - психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет - это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор - удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
  2. Анальный вектор - характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол - столь, стул - стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу - хосюю.
  3. Оральный вектор - это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
  4. Звуковой вектор - для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз - аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может - медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул - похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика - это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи - это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.
  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте - это факторы отставания речевого развития.
  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
  5. Проверить нет ли ослабления слуха.
  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
  7. С малышом надо много разговаривать - уделите этому моменту особое внимание.
  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями - такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

Ребенок не разговаривает, изъясняется жестами, хотя его ровесники давно уже говорят предложениями. Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к врачу?

1. перенесенное внутриутробное кислородное голодание (гипоксия), полученная родовая травма, инфицирование или интоксикация лекарственными препаратами.

2. Поражение слуха. Если малыш плохо слышит и, соответственно, плохо понимает речь окружающих, то он в большинстве случаев страдает каким-либо нарушением в произношении звуков и слов, очень тяжело овладевает собственной речью.

3. или ослабление организма после тяжелых заболеваний, вследствие чего возможна задержка в созревании нервной системы ребенка, а значит и речи.

4. Наследственность. Если мать или отец (или оба родителя) заговорили поздно, то есть большая вероятность, что так же будет и у ребенка. Но если малыш в три года не может говорить простых предложений, то этот вариант не стоит рассматривать.

5. Задержка развития речи может быть следствием общего расстройства развития.

Что делать если ребенок не говорит?

В первую очередь нужно определить конкретную причину возможного нарушения у крохи. Для этого обратитесь к специалистам:

— педиатр;

— логопед;

— невролог или психиатр.

Логопед с помощью простых тестов определит, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Для того чтобы подтвердить диагноз, логопед может направить ребенка к психоневрологу, который расспросит маму о протекании беременности и родов, особенностях поведения крохи в разных ситуациях.

Лор при осмотре определит, не вызвана ли задержка речи проблемами со слухом или артикуляционным аппаратом(например, короткая подъязычная уздечка). Для этого он осмотрит ротовую полость малыша и сделает аудиограмму (проверка слуха).

Несмотря на то, что диагноз «задержка речевого развития » ставят ребенку после достижения им 3 – 4 лет, желательно проконсультироваться со специалистом, когда крохе исполниться год и повторить осмотр в два и три года. Чем раньше будет найдена проблема,тем легче с ней справиться.

Но что делать родителям, у которых малыш здоров и нормально развивается интеллектуально? По мнению специалистов, нужно подождать до трех лет, потому что к этому возрасту у большинства детей происходит сильный скачок в развитии и ребенок начинает говорить. Конечно, просто сидеть и гадать тоже не лучший выход, поэтому, если к двум годам кроха использует всего пару слов и жестов, нужно пробовать заниматься с ним по несложным и увлекательным методикам.

Какие ошибки в воспитании приводят к тому, что ребенок не говорит?

1. Родители пытаются угадывать желания крохи по жестам. То есть, у ребенка нет необходимости учиться говорить. Его и так понимают без слов.

2. Мама уделяет малышу недостаточно времени, мало с ним говорит, читает, не рассказывает ему сказок во время игр.

3. У ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика.

5. В семье разговаривают на двух языках. Ребенок понимает слова, но не может разделить их по языкам. Или же один и тот же предмет имеет несколько названий и кроха путается. Лучше, чтобы в первые два три года жизни малыша использовался один язык.

Родители умиляются первым осознанным «словам» своего малыша. Но нередко наблюдается обратная картина: ребенок в года не разговаривает и даже не предпринимает попыток.

Этапы и нормы речевого развития

Поскольку речь важна не только для полноценного общения, но и оказывает влияние на психическое развитие ребенка (связана с развитием памяти, внимания, мышления и воображения), на задержку речевого развития стоит обратить пристальное внимание.

Выявить подобного нарушения помогает знание этапов и норм формирования речи.

Важно помнить, норма – относительное понятие, и каждый ребенок обладает индивидуальными возможностями и особенностями, время появления определенных речевых форм может варьироваться по срокам.

Основные этапы развития:

  • С рождения до 1-го месяца жизни малыш реагирует на интонацию обращенной к нему речи (проявляет радостное оживление, плачет). В данное время появляется первая голосовая реакция – ребенок кричит, и уже к второму-третьему месяцу крик отличается разнообразными интонациями.
  • Со 2-го – 3-го месяца наблюдается гуление – карапуз издает отдельные певучие звуки и внимательно прислушивается. Эти звуки одинаковы для детей любой национальности – а-а-а, о-о-о, гу-у-у, м-м-м. К 4-му месяцу сочетания усложняются, а малыш постепенно отсеивает сочетания звуков, несвойственные его родному языку.
  • С 4-х – 5-ти месяцев гуление переходит в лепет - малыш воспроизводит сочетания слогов, подражая речи окружающих. После 6-го месяца лепетные звуки интенсивно накапливаются и постепенно переходят в лепетные слова.
    Важно: в случае задержки речевого развития лепет появляется в более позднем возрасте, а при наличии проблем со слухом – гуление прекращается.
  • С 6-ти до 10-ти месяцев «количество переходит в качество» - малыш неоднократно повторяет одни и те же лепетные цепи звуков, появляются также лепетные слова, соотносимые с конкретными предметами и лицами («би-би», «ав-ав» и т.д.). Речь отличается эмоциональной выразительностью, присутствует реакция на свое имя. Малыш начинает соотносить звуковой образ слова с предметом, реагирует на вопросы (показывает названный предмет, смотрит в его сторону).
  • С 10-ти месяцев до года появляются слова-предложения (слово выражает в зависимости от ситуации чувство, желание, обозначает предмет).
  • С 1 до 3 лет у активно познающего мир малыша темп развития речи ускоряется. Ребенок интересуется, как называются новые предметы и объекты и активно использует новые слова. Присутствуют звуковые искажения, перестановка слогов, а труднопроизносимые звуки пропускаются. Нередко используются только начальные слоги.

Важно – в норме ребенок второго года жизни способен произносить без труда звуки о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф, а ближе к 3-м еще и й, л’, э, с’.

Элементарная фразовая речь формируется к 2-м годам – малыш способен объединять несколько простых слов в процессе общения (дай пить и т.д.).

В полтора года словарный запас ребенка составляет приблизительно 100 слов, в возрасте двух лет – около 300, а к концу раннего возраста – приблизительно 1500 слов.

Правильное использование грамматических категорий начинается у малышей после 2,5 лет.

Отклонения от нормы


Незначительные отклонения от сроков с сохранением этапов речевого развития обычно указывают на индивидуальную особенность карапуза. Следует помнить, девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков и больше любят подражать взрослым. Сильный пол более ориентирован на действие, у мальчиков чаще первыми словами являются обозначения действий, а повторять за взрослыми они иногда не желают.

Если малыш не говорит в 2 года, но мало отличается от сверстников и отлично понимает, что от него хотят взрослые, излишне беспокоиться не стоит. Иногда активная речь проявляется внезапно, и вчерашний молчун при должном внимании со стороны взрослых оказывается вполне разговорчивым ребенком.

В случае беспокойства родителям следует установить причину молчаливости малыша методом исключения возможной патологии. С этой целью нужно обратиться к педиатру, врач даст направления к логопеду и прочим узким детским специалистам (лору, неврологу, психиатру).

Почему двухлетний ребенок не говорит?

Всех детей, не разговаривающих в двухлетнем возрасте, можно поделить на две группы:

  1. Абсолютно здоровые малыши, «хранящие молчание» в силу темперамента и других индивидуальных особенностей развития.
  2. Дети с различными патологиями, препятствующими нормальному развитию речи.

Часто при отсутствии проблем со здоровьем малыш в 2 года не разговаривает в следующих ситуациях:

  • Речь невостребованна. Данная ситуация возникает и у детей, предоставленных самим себе, и малышей, страдающих от гиперопеки. Долгое время молчат крохи, по различным причинам не получающие полноценного общения с родителями – у них нет ни примера для подражания, ни стимула к развитию речи. Чрезмерно трясущиеся над ребенком взрослые, практически угадывающие желания чада и тут же несущиеся их исполнять, стимулируют длительное молчание (обычно у таких деток присутствует ограниченный набор слов, позволяющих манипулировать окружающими). У слишком сильно опекаемых детей отсутствует потребность озвучивать желания и чувства, они прекрасно обходятся жестами.
  • Присутствуют стрессовые ситуации, испуг. Здоровые дети, находящиеся в неблагополучной в эмоциональном отношении обстановке, замыкаются и молчат из-за сильных стрессовых переживаний (в первую очередь стрессовое воздействие на ребенка оказывают регулярные семейные скандалы). Негативно влияет на малыша в данном возрасте переезд, серьезная, требующая стационарного лечения болезнь, неправильная адаптация к детскому саду и т.д. Особенно остро дети данного возраста воспринимают разлуку с матерью.
  • В семье наблюдается билингвизм. Хотя дети гораздо легче взрослых усваивают разнообразные языки, регулярное использование разных названий для одних и тех же предметов мешает ребенку точно определить, какие названия следует употреблять.
  • Ребенок негативно относится к речи. Обычно упорно молчат и не реагируют на просьбы что-либо сказать, повторить дети с упрямым, независимым характером. И чем больше настаивают родители, тем замкнутее и молчаливее становится ребенок.
  • У ребенка неограниченный доступ к телевизору, компьютеру и т.д. – в таком случае он часто воспринимает речь как шумовой фон, не выделяя родительские голоса из потока звуков.

Патологии, вызывающие задержку речевого развития


Кроме вышеперечисленных социально-психологических факторв, существуют и причины медицинского характера. К таким причинам относятся:

  • Нарушения слуха. Слух является ведущим речевым анализатором, и различные проблемы с ним приводят к расстройствам речи у детей. Глухой с рождения ребенок освоить речь самостоятельно не в состоянии. У детей со сниженным слухом из-за неполноценности восприятия речи страдает ее понимание и воспроизведение.
  • Ограниченная подвижность органов речи , возникающая в случае поражения нервной системы (дизартрии) у малышей. Появляется по причине травм, нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекций и т.д. Часто является одним из проявлений ДЦП. В зависимости от тяжести патологии речь детей отличается незначительными нарушениями артикуляции либо практически отсутствует.
  • Врожденные аномалии развития челюстно-лицевой области, затрудняющие развитие речи у детей.
  • Наследственные заболевания (семейная брадилалия, миастения, синдром Дауна и т.д.).
  • Патологии головного мозга и нервной системы. При органических поражениях корковых речевых центров, расположенных в головном мозге (бывают внутриутробными или происходят на протяжении первых лет жизни), развивается алалия, в данном случае речевые реакции у малыша проявляются поздно, словарный запас беден, слоговая структура и звукопроизношение нарушены. Локальные органические поражения мозга ведут к развитию у детей афазии, в данном случае утрачиваются приобретенные ранее навыки речи.

Достаточно распространенной причиной, объясняющей молчание ребенка при отсутствии физических патологий, является аутизм. Это нарушение развития нервной системы выражающееся в замкнутости, слабым проявлением эмоций и активным избеганием внешнего мира. Незначительная задержка речевого развития наблюдается и в случае напоминающего аутизм синдрома Аспергера.

Предрасполагающими факторами к тому, что малыш к концу 2 года жизни не говорит, являются:

  • длительный токсикоз, заболевания матери во время беременности;
  • слишком длительные/стремительные роды;
  • гипоксия плода;
  • родовые травмы у детей;
  • прием матерью в период беременности противопоказанных медикаментов.

Помощь ребенку в освоении речевых навыков

Когда причиной длительного молчания ребенка является какая-либо патология, развитие речи должно сопровождаться лечением основного заболевания. Медикаментозную/хирургическую терапию детям назначают врачи узкой специальности – невролог, психиатр, лор.

Активизации деятельности речевых зон у ребенка способствуют кортексин и другие препараты, магнитотерапия, а при отсутствии противопоказаний и электрорефлексотерапия.

Проводятся занятия с дефектологом, помогающие в индивидуальном порядке предотвратить развитие новых отклонений и откорректировать имеющиеся.

Плохо разговаривающим детям показан и логопедический массаж.

Больным и абсолютно здоровым молчунам для развития речевых навыков необходимы регулярные «разговорные» занятия с родителями, включающие:

  • Артикуляционную гимнастику.
  • Разнообразные занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, пальчиковые игры, пересыпание и перебирание мелких предметов и т.д.), они стимулируют работу речевого центра.
  • Медленное, с выражением, чтение (легче воспринимается детьми ритмичная речь, отдавайте предпочтение детским стихам), рассказы по картинкам.
  • Совместное пение детских песенок, игры с подражанием голосам животных и т.д. (то, что вы произнесли вместе, кроха запоминает быстрее).

Если в случае наличия нарушений у малыша действия родителей корректируются специалистом, то что делать и как разговорить ребенка, не страдающего какими-либо патологиями?

Если упрямый независимый малыш понимает, но не повторяет за вами слова – не настаивайте, иначе он начнет еще больше противиться «навязываемому». Постарайтесь создать ситуацию, в которой ему захочется высказаться самостоятельно.

Упражнения, способствующие развитию речи, показаны и абсолютно здоровому ребёнку.

Мнение Комаровского

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.