Россиянам предоставят самим выбирать, сколько они отложат на старость

Правительство вновь «не поделило» пенсии. На этот раз споры разгорелись на Московском финансовом форуме. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, его ведомство совместно с ЦБ разрабатывает добровольную систему пенсионных накоплений для населения. Согласно ей, россияне смогут самостоятельно решать, какой процент от своей заработной платы они будут откладывать на старость.

При необходимости граждане смогут воспользоваться своими деньгами до выхода на заслуженный отдых. Ожидается, что эта система заработает в 2018 году. Но замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев сомневается в ее успехе. По его словам, россияне вряд ли поддержат идею о добровольных пенсионных накоплениях.

Не успели россияне разобраться с пенсионной реформой 2013-2015 годов, как правительство готовит им новые правила игры. Так, Минфин и ЦБ разрабатывают добровольную систему накопления для граждан.

Напомним, сейчас 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16% — на страховой) уплачивает работодатель. Но, как известно, накопительная составляющая пенсий замораживается ежегодно с 2014 года. То есть взносы работодателей за сотрудников, которые выбрали формирование накопительной части пенсии, сейчас полностью идут в часть распределительную. Это позволило властям сэкономить часть бюджетных расходов на трансферте Пенсионному фонду.

Однако у Минфина и ЦБ есть альтернативное предложение — заменить обязательную накопительную часть пенсии индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).

Судя по всему, накопительную часть пенсии фактически ликвидируют и включат ее в страховую часть. То есть страховая доля составит все 22%. Что позволит обеспечить нынешних пенсионеров выплатами в полном объеме. Тем не менее, правительство и ЦБ озабочены тем, чтобы будущие ветераны труда получили бы пенсию, которой бы им хватало на достойную жизнь в старости, как и на Западе.

Поэтому и родилась следующая схема. Россиянам могут разрешить добровольно отчислять любой процент от своей зарплаты — от 1% до 50% от зарплаты на будущую жизнь.

Автоматически в эту систему попадут россияне, которые только начинают работать, и те, кто моложе возраста выхода на заслуженный отдых. Другие категории граждан должны будут написать соответствующее заявление.

Средства ИПК будут размещаться в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Причем для тех, кто только вступают в трудовые отношения, фонд будет выбираться автоматически из списка НПФ, которые входят в систему гарантирования. За вас сделает выбор компьютер.

Те же, кто сделал выбор в пользу определенного НПФ, могут и дальше пользоваться его услугами. Но при желании вправе его поменять: накопившаяся сумма по ИПК из предыдущего фонда перейдет в новый.


Министр финансов и глава ЦБ снова замышляют с пенсиями что-то недоброе?

Для граждан, которые имеют накопительную часть в Пенсионном фонде, будет действовать переходный период. Для них ставка взноса будет увеличиваться ежегодно на 1% — с 0% до 6%. Но в первый год работы новой системы гражданин, который делает взносы в ПФР, ничего не платит, но на следующий год размер его отчислений на пенсию вырастет на 1%. И так до 6%. Работник может в любое время зафиксировать или изменить размер взноса.

Предусматриваются так называемые «каникулы» — приостановка уплаты взносов. Сделать это можно в любой момент и неограниченное количество раз. Правда, на срок не превышающий 5 лет. Если «каникулы» не будут продлены, то по их окончании взносы будут автоматически возобновлены.

Кроме того, участник системы ИПК сможет воспользоваться при срочной необходимости частью и всей суммой накоплений еще до выхода на пенсию.

По словам Антона Силуанова, в этом и следующем годах Минфин и ЦБ будут прорабатывать и обсуждать новую добровольную систему накоплений для граждан. Нынешней осенью они планируют внести ее в правительство. А в 2018 году запустить.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что государство не сможет обеспечить достойную пенсию работающим в настоящее время гражданам в долгосрочной перспективе без добровольных пенсионных накоплений.

Однако в МЭР, опасаются, что проект Минфина и ЦБ себя не оправдает. «Там модель такая — со вступлением по умолчанию в нее и с выходом по заявлению — то есть она добровольная, не обязательная, в надежде на то, что всех запишут и кто-то не выйдет. Но если мы сейчас заморозим полностью пенсионные накопления, или тем более переведем их в страховую часть навсегда, я боюсь, что стимулов у граждан входить и в новую систему, тем более в добровольную, будет еще меньше», — сказал замглавы МЭР Олег Фомичев.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:

«Минфин в последнее время просто фонтанирует идеями: то предлагает все основные налоги повысить на 1%, то повысить НДС на 2% и убрать ограничения по социальным отчислениям, которые незаметно повысят нагрузку на большинство россиян и снизят пенсии. Сейчас дошло до того, чтобы обделить работающих пенсионеров законными выплатами. Поговаривают также о том, чтобы с 2017 года постепенно возвращать накопительную часть пенсии, а то вовсе предлагают ничего не размораживать и создать новую накопительную пенсионную систему с неизвестными принципами, конечно же «забыв» про прежнюю, в которой совокупные накопления граждан составляют порядка 3 трлн рублей. Минфину сейчас не позавидуешь: с одной стороны, ведомству надо как-то извернуться и найти деньги на покрытие дефицита федерального бюджета при том, что экономических реформ, которые могли бы поднять уровень доходов естественным путем, у правительства пока нет. И не предвидится минимум до лета 2017 года. А с другой стороны - приходится выполнять требования президента о недопустимости шоковой терапии, о необходимости введения моратория на повышение налогов до 2019 года.

Вот и предлагает Минфин все подряд варианты, не задумываясь о последствиях, в надежде на то, что хоть какой-то из них будет одобрен президентом. О качестве проектов в такой суете говорить не приходится. Все это напоминает отчаянные попытки лечить онкологию настоем ромашки. Пока еще ни одно из предложений Минфина не может похвастаться продуманностью и гарантированно положительным эффектом для экономики. Чиновники ведомства становятся все больше похожи на депутатов Госдумы предыдущего созыва с их фантастическими скоростями по выпуску законопроектов. Одно предложение сменяется другим, но ясно одно: всё идёт к тому, что сначала будут приниматься ужесточающие меры, способные принести бюджету хотя бы в краткосрочной перспективе сотни миллиардов рублей, без особого разбора кому это может навредить (а пострадают, как всегда, в первую очередь простые граждане, самые незащищенные слои населения). А потом в конвульсиях и под страхом очередного подзатыльника от президента начнут запускаться меры по успокоению граждан, которые потребуют от государства уже куда меньших затрат. Если в новую накопительную часть пенсии пойдут те же 6%, что и раньше, то бюджет не досчитается примерно 360 млрд рублей в год, а население лишится разом порядка 3 трлн рублей из-за потери накоплений. В накопительной части сейчас болтаются эти 3 трлн. Они зависли на счетах разных фондов и управляющих компаний. Пока их никто не отбирал, только новых поступлений туда нет. Но если введут новую систему и начнут все с нуля, то что будет с этими деньгами? Вполне возможно, что их просто изымут».

В правительстве впервые официально признали наличие планов по повышению пенсионного возраста. Ситуация действительно уникальная: Россия – почти единственная страна бывшего СССР, которая до сих пор не приняла такое решение. Главный вопрос – как именно будет реализовываться эта реформа.

Правительство готово разработать законопроект о повышении пенсионного возраста, заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью Сергею Брилеву на канале «Россия 1 ».

По его словам, обсуждение этой темы на экспертном уровне идет уже не первый год. «Экспертиза уже достаточно серьезная проведена всех этих вопросов. Так что мы, в общем, на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне», – сказал премьер. Такое категоричное заявление по поводу повышения пенсионного возраста премьер делает впервые. До сих пор в правительстве уверяли, что время для реальных шагов в этом направлении еще не пришло.

Председатель правительства напомнил, что нынешний возраст выхода на пенсию в России устанавливался в 1930-х годах, когда средняя продолжительность жизни составляла лишь около 40 лет. С тех пор ситуация изменилась, и «это дает необходимые основания для того, чтобы к этому вопросу вернуться и принять те или иные решения». Пенсионный возраст, когда женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет, действительно был установлен еще в 1932 году в СССР. При этом продолжительность жизни россиян в 2017 году выросла до 72,6 года. Это рекордный показатель за всю историю измерений, сообщал Минздрав.

В других странах мира пенсионный возраст, как правило, выше. Даже в бывших советских республиках его давно увеличили. Кроме России исключением является еще Узбекистан. Белоруссия начала этот процесс буквально в прошлом году.

«Это решение надо было принимать давно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Страхи перед социальным недовольством она считает преувеличенными. «За исключением Франции явных протестов против повышения пенсионного возраста не было нигде. Понятно, что люди этому не рады, но нельзя думать, что это вызовет какие-то массовые протесты», – говорит эксперт.

Российские экономисты давно предлагают властям свои программы, как лучше всего повысить пенсионный возраст. Глава ЦСР Алексей Кудрин в последние годы постоянно выступал за этот шаг. Осенью он даже с апокалиптическим заявлением, что у российского правительства уже якобы нет денег, чтобы индексировать пенсии всем пенсионерам. В феврале доклад о необходимости повышения пенсионного возраста опубликовали эксперты РАНХиГС. Если этого не сделать, то придется снижать размер пенсий, повышать налоговую нагрузку на работающих граждан и увеличивать размер трансферов федерального бюджета для ПФР, пугают они.

Проблема дефицита ПФР возникла не сегодня. Поступления в него от работающих граждан уже давно меньше расходов на пенсионеров. Дефицит покрывается трансферами из федерального бюджета. Проблема в том, что разрыв с каждым годом растет, нагрузка на бюджет тоже. Ожидается, что к 2036 году пенсионеров в России будет столько же, сколько работающих граждан, платящих пенсионные взносы. Что же предлагают эксперты и какой из предлагаемых вариантов, вероятно, будет принят?

Сроки начала повышения пенсионного возраста предлагаются разные. Аналитики Внешэкономбанка, например, прогнозировали старт с 2020 года. «2020 год – более реалистичный. В 2019 году правительство физически не успеет подготовить и принять изменения на уровне законодательства. Откладывать на более долгий срок рискованно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Предлагаются также разные варианты того, до какого возраста повышать и какими темпами это делать. «С точки зрения демографии существуют основания повышать пенсионный возраст прежде всего у женщин. У них намного выше продолжительность жизни. Наши женщины живут чуть меньше, чем европейские женщины, а на пенсию выходят намного раньше. А российские мужчины живут намного меньше, чем в развитых странах», – говорит Синявская. Так, по данным на 2016 год, в России мужчины проводят на пенсии в среднем 16 лет, а женщины – целых 26 лет. При этом более 30% мужчин до пенсионного возраста не доживают, тогда как доля таких женщин невелика – не более 7%.

«Женщины меньше заняты на физически тяжелых работах. Занятость у них такая, что производительность труда с возрастом не так сильно снижается, как у мужчин», – отмечает Синявская. Поэтому наиболее сбалансированным решением было бы выровнятьпенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет.

Однако вряд ли правительство России выберет этот вариант. С одной стороны, против установления пенсионного возраста на уровне 60 лет для обоих полов возражает финансово-экономический блок правительства. Это решение не дает большую экономию с точки зрения снижения трансферта из госбюджета в ПФР. Если уж придется идти на такое политически непопулярное решение, то выгоды бюджета должны быть более ощутимыми, считают в Минфине.

С другой стороны, политики и само общество, что подтверждают опросы, не готовы к тому, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в одном возрасте.

«У нас сохраняются стереотипы, что женщин надо вознаградить за то двойное бремя, которое они несут на рынке труда и в семье, и дать им возможность выйти на пенсию раньше. Звучит еще один аргумент: не надо лишать внуков бабушек», – объясняет замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Поэтому самый жесткий вариант, который предлагал Минфин (повысить возраст до 65 лет у женщин и до 65 лет у мужчин (65/65)), скорее всего, отбракуют. А выбирать будут между предложением РАНХиГС повышать пенсионный возраст до 60 лет у женщин и до 63 лет у мужчин (60/63) и предложением ЦСР во главе с Кудриным – 63 года у женщин и 65 лет у мужчин (63/65).

«С социально-демографической точки зрения было бы лучше повысить пенсионный возраст до 60 у женщин и до 63 у мужчин. А потом при продолжении роста продолжительности жизни повышать пенсионный возраст дальше. Так, например, делали в Эстонии и Латвии. На мой взгляд, это было бы наиболее сбалансированно», – говорит Оксана Синявская. «Но если фискальные интересы государства окажутся сильнее, то тогда будет 63/65, благо что такая граница уже опробована на госслужащих», – добавляет эксперт.

Впрочем, намного важнее вопрос о том, с какой скоростью будет повышаться пенсионный возраст. В ходе дискуссии, которая велась в предыдущие несколько лет, звучали разные варианты. Самый радикальный – повышать пенсионный возраст по году в год.

«На мой взгляд, такой жесткий вариант недопустим. Максимальная скорость – прибавлять полгода в год. Чтобы рынок труда, работодатели и население более мягко привыкали к изменениям, более разумным было бы начинать с нескольких месяцев. Например, повышать на три месяца пенсионный возраст каждый год в течение первых хотя бы двух-четырех лет и только потом переходить к более высокой скорости», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

В любом случае пенсионная реформа не должна ограничиваться только повышением пенсионного возраста. Решения требует также вопрос с высокой долей тех, кто выходит на пенсию досрочно, например из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Только гражданских пенсионеров в трудоспособном возрасте примерно 2,8 млн человек, еще 2,5 млн досрочников – это военные, плюс 8,6 млн человек уже пенсионного возраста (но ранее вышедших на пенсию досрочно).

Кроме того, миллионы россиян формально вообще нигде не работают, но являются самозанятыми. По некоторым оценкам,

неофициально почти всю жизнь работают порядка 30% россиян, при этом пенсию хотят получать от государства все.

Если бы удалось вывести все доходы из тени, то изменения внутри пенсионной системы можно было сделать более мягкими, либо при жестком варианте реформы наши родители смогли бы получать более высокую пенсию. Однако справиться полностью с теневой экономикой не могут даже развитые страны.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.

Пенсия в России - вопрос болезненный. Одним она кажется слишком маленькой и не обеспечивающей достаточно комфортного уровня жизни пожилых людей. Другие считают, что на пенсионные отчисления приходится слишком много бюджетных средств, и стараются всячески урезать их, используя различные лазейки.

Из-за переменчивости в экономике меняется постоянно, пенсионная реформа не должна и не может топтаться в одном положении. Поэтому она постоянно двигается и меняется. Сегодня законодатели говорят уже о проекте пенсий в 2016 году.

В чем будет суть реформы

Новая пенсионная реформа в 2016 году в России предполагает новый порядок начисления и расчета выплат пенсий тем, кто уже оказался на своем заслуженном отдыхе. Также такие подсчеты коснутся и будущих пенсионеров, которые сегодня своими налогами обеспечивают жизнь нынешних пожилых людей.

Суть новой реформы будет в том, что вводятся баллы. То есть теперь просчитывать размер базовой пенсии будет рассчитывать именно по этим условным единицам. Ранее расчет производился в рублях. Эксперты же утверждают, что эти баллы, которые с 2016 будут применяться как система расчетов, будут эквивалироваться как рубли.

Суть пенсионной реформы в 2016 году в том, что по новым условиям, придуманным законодателями, будущая пенсия человека будет складываться и зависеть от длительности его работы. Причем работы официальной - со всеми отчислениями и выплатами. Чем больше стаж - тем выше пенсия. Кроме того, стоит понимать, что для расчета сотрудникам пенсионного фонда потребуется официальная заработная плата. Ведь отчисления в пользу тех, кто получает пенсию сейчас, производятся с официальных отчислений современных работников. Различные «конвертные» варианты никак учитываться не будут. Не помогут ни справки от работодателя, никакие иные документы. Все платежи должны заранее проводиться через пенсионные фонды в виде обязательных налоговых отчислений.

Под ударом окажутся и те, у кого часть заработной платы белая, а часть - серая. Ведь расчет пенсии будет происходить только с белой части.

Пенсионная реформа в России, которая планируется к запуску в 2016 году, предполагает и стимуляцию более позднего выхода на пенсию. Так, предполагается увеличивать коэффициент выплат тем, кто позже обратиться за получением пенсионного возмещения. Словом, чем позже потенциальный пенсионер выходит на заслуженный отпуск, тем больше он будет получать.

Есть и нововведение, которое ранее никогда не учитывалось. В новой реформе решили учесть для расчета пенсий и такие временные отрезки, как уход за ребенком, армейская служба и другие жизненные обстоятельства, которые не дают людям временно трудиться. При этом они выполняют важные действия для страны: растят молодых граждан и отдают долг родине. Ранее эти периоды провисали, и у женщин, которые часто бывают в декретах, начинались довольно серьезные проблемы и неприятности во время выхода на пенсию и при проведении расчетов по отчислениям.

Накопительная часть: как будет считаться

Реформа, проводимая пенсионным фондом, давно предполагает наличие двух составляющих будущей пенсии: страховой и накопительной. Накопительная пенсионная реформа в России в 2016 году предполагает, что сумма всех отчислений, которые работодатели будут перечислять в негосударственные и государственные пенсионные фонды, будет делиться на временной период, который сам по себе будет представлять собой статическую единицу.

Страховая часть рассчитывается по фиксированным гражданским выплатам. При этом официального стажа у заявителя должно будет быть не менее 15 лет. И в этом многие эксперты видят плюс новой реформы: ведь баллы будут всегда эквивалентны рублям - и когда они низкие, и когда высокие. Это позволяет избежать обесценивание денег. А баллы смогут отражать реальную действительность и поддерживать необходимый для жизни уровень доходов пенсионеров.

Что со льготами?

Многих интересует такой вопрос, как льготная пенсия по пенсионной реформе. Ведь в этом случае получателями выплат считаются категории граждан, которые ни дня не проработали и находятся на полном гособеспечении. К ним относят:

  • пожилых людей в возрасте старше 80 лет;
  • инвалиды 1-й группы;
  • те, кто трудятся на Крайнем севере.

Особенно выиграют те, у кого стаж был более 40 лет. Ведь им сразу же могут пересчитать и повысить пенсионные выплаты сразу рублей на 700.

Список тех, кто может выходить на пенсию досрочно, не изменился. Как правило, это люди, проработавшие на предприятиях с вредными условиями.

Пенсионная реформа 2016 года, последние новости по которой буквально будоражат население страны, пока еще является чем-то довольно абстрактным. Многим попросту непонятно, как именно будут начисляться баллы, на какие блага они смогут рассчитывать, и как долго она сможет продержаться. Кроме того, тех, кто собирается оформлять пенсию, беспокоит и вопрос параллельной работы. По правилам новой реформы предполагается, что работать и получать пенсию одновременно будет нельзя. При этом, если человек откажется оформлять пенсию и продолжит трудиться, его накопительная часть будет регулярно увеличиваться. А в праве выйти на пенсию тогда, когда ему пожелается, пенсионеру отказать никто не может.